18.12.2015, 22:10
Просмотры: 82

Качество учебников в центре внимания

 Jake shara 01  Качество содержания школьных учебников и учебно-методических пособий, используемых в данное время в учебном процессе, оставляет желать лучшего. Весьма актуальный вопрос вынесли на повестку дня члены общественного совета «Мирас», созданного при партии «Нұр Отан» по вопросам развития культуры и искусства в области. 


Многочисленные ошибки в учебниках, некорректные задания, очевидные несоответствия предъявляемым требованиям. Их наличие в школьных учебниках и учебно-методических пособиях – налицо. Если разбираться в частном порядке с каждым отдельным изданием, по которому сегодня обучаются наши дети, то можно собрать множество нареканий и замечаний. Именно их озвучивали и по сути забили тревогу на состоявшемся заседании члены общественного совета «Мирас». Ведь, несмотря на предпринимаемые со стороны Министерства образования и науки РК меры по предупреждению и устранению грубейших ошибок в школьных учебниках, они продолжают иметь место.

Поэтому необходимость обсуждения этой проблематики и выработки конкретных предложений по ее решению отметил, открывая заседание с участием руководителей соответствующих государственных структур и представителей научной и творческой интеллигенции области, председатель общественного совета «Мирас», генеральный директор ТОО «Жайык Пресс» Жантас Сафуллин. Сделав экскурс в историю, он подчеркнул, что еще в 1917 году в рамках создания автономии «Алаш» впервые был поднят вопрос обучения в школах и написания учебников на родном языке. И уже тогда основополагающим моментом в этом процессе явилось качество написания этих учебников. Как особо отметил Жантас Набиоллаевич, чтобы реализовать главную стратегическую задачу, поставленную Главой государства – войти в 30-ку развитых стран мира – необходимо, прежде всего, подготовить высокообразованное и конкурентоспособное поколение. Поэтому цель данной встречи – способствовать решению этой проблемы, собрать воедино все пожелания и замечания по качеству школьных учебников и учебно-методических пособий и передать их в вышестоящие органы для рассмотрения и устранения имеющихся недочетов.
Надо отметить, что вопросы своевременного и достаточного обеспечения учебниками и надлежащего качества учебников и учебно-методических пособий поставлены на контроль Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК. Как подчеркнула руководитель территориального департамента по нашей области Светлана Бахишева, их ведомством мониторятся процессы распределения средств, проведения всех тендерных работ, своевременной поставки учебников во все образовательные учреждения.

– Проводится также выборочный мониторинг в школах области по обеспеченности учебными пособиями и учебниками, в результате которого были выявлены факты нехватки учебников в одних школах и переизбытка их в других. Данная ситуация регулируется совместно с областным управлением образования, – подчеркнула Светлана Мендыгалиевна. – Второй момент, на который мы акцентируем свое внимание, это – вопросы качества учебников. В ходе соответствующего мониторинга нами выявлено немало фактов некачественного содержания школьных учебников. Особенно это имеет место в учебниках для начальных классов 2013-2014 учебного года. Мы тогда подали более 30 замечаний в Комитет, указывая конкретно для какого класса предназначен данный учебник, по какому предмету, кто является автором данного учебника, на какой странице допущены ошибки. Также были обнаружены ошибки в учебниках русского языка для 5-7 классов, в учебниках истории и физики. Были выявлены учебники, которые не соответствуют учебным программам.

– Мы своевременно передаем все эти замечания в Комитет по контролю в сфере образования и стараемся вести эту работу оперативно. Ведь если эти недостатки своевременно не устранять, то они будут влиять на качество знаний детей, – отметила Светлана Бахишева. – Хочу подчеркнуть, что с ноября этого года нами открыт новый портал – общественный контроль макетов учебников по адресу: http://expert.okulyk-edu.kz. Любой желающий может войти и ознакомиться с содержанием макетов учебников интересующего его класса, предмета и внести свои замечания.
Как сообщила заместитель руководителя областного управления образования Зауре Гумарова, в учреждениях образования в течение года проводится акция «Учебник без ошибок». Сообщения об ошибках в школьных книгах принимают на сайте республиканского научно-практического центра «Оқулық». Благодаря этой акции уже было выявлено множество ошибок. К примеру, в учебнике «Әдеби оқу» для 4-го класса, изданного в «Алматы кітап», было выявлено несоответствие страниц, в учебнике «Қазақ тілі» для 5-го класса, изданного в «Атамұра», и в учебнике для того же класса по математике, изданного в типографии «Мектеп», – главная обложка была переплетена наизнанку. Издательства устраняли данные недочеты за свой счет.

На вопрос, все же кем регулируется качество содержания тех или иных учебников и учебно-методических пособий, Зауре Базаргалиевна ответила, что перечень учебников и издательств, которые печатают эти учебники, утверждается приказом МОН РК. Для проведения же анализа данных учебников в стране создана специальная комиссия, в составе которой опытнейшие педагоги со всего Казахстана. Лишь после одобрения контента того или иного учебника, он направляется на утверждение его Министерством образования и науки. И только потом эти учебники спускаются в общеобразовательные школы страны для использования их в учебном процессе. Те же учебники и учебные пособия, которые не утверждены Министерством, необязательны для применения в образовательных учреждениях. Содержание их должно обсуждаться на методических заседаниях школ, по итогам которых должны быть выдвинуты предложения либо замечания по имеющимся недочетам. В целом же, как заметила заместитель руководителя областного управления образования, их ведомство отвечает за 100% обеспеченность учебниками, но не за качество их внутреннего содержания. Если есть нарекания, их необходимо отправлять в учебно-аналитический центр «Оқулық».

Значимость поднимаемой темы отметила в своем выступлении директор областного филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Софья Измухамбетова. В ходе заседания общественного совета были озвучены и показаны те самые ошибки, которые вызывают возмущения у родителей, учителей, неравнодушных к сложившейся ситуации граждан страны. Вопиющие примеры несоответствий привел ветеран-педагогического труда из Таскалинского района, проработавший многие годы руководителем районной гимназии «Саулет», а также учителем математики, Бактыгул Тасмагамбетов. Как он особо подчеркнул, математика – это царица наук, которая всегда требует точного ответа и четких решений. Поэтому ошибок в этом предмете ни в коем случае допускать нельзя. Но на практике, к сожалению, получается вовсе не так. Некорректные задания и явные неточности ветеран обнаружил в учебниках для 2-го и 4-го классов, поскольку именно в этих классах у него занимаются внуки.

– К примеру, в одном из заданий отмечено, что в большом зале областной филармонии – 36 рядов, в малом – 28. Здесь же следует предложение, что мест в залах – одинаковое количество. При этом дается задание определить сколько мест в каждом из залов, если в одном из них мест – на 240 больше, чем в другом. Второе и третье предложения противоречат друг другу, – отмечает ветеран. – Либо встречаются такие задания, условия которых далеки от реальности. Так, в одном из заданий говорится, что расстояние между двумя селами составляет 64 215 км. Да такого расстояния нет на всей нашей планете (!). Надо же брать более или менее реальные цифры. Или вот еще одно задание. Говорится: стрекоза в секунду 1600 раз машет крыльями. И вопрос: сколько раз машет крыльями стрекоза за одну минуту. Да такого быть не может, чтобы стрекоза сделала 1600 взмахов в секунду! Даже условные понятия считаю должны быть приближенными к реальности.

Огромное количество таких нареканий собрал журналист областной газеты «Орал өңірі» Нурлыбек Рахманов. Проведя опрос в социальных сетях и на форумах родителей, он с их помощью выявил грубейшие ошибки, которые встречаются в школьных учебниках. К примеру, в учебнике «Қазақ әдебиеті» для 10-го класса, авторами которого являются К. Алпысбаев, Б. Абдигазиулы, Б. Сманов, Ж. Саметова, на 194-ой странице указано, что автором песни «Маңмаңгер» является Укили Ыбырай Сандыбайулы. Вместе с тем, на 170-ой странице этого же учебника автором данной песни назван Акан Сери Корамсаулы. Немало встречается искажений исторических фактов. К примеру, годом рождения Айтеке би в учебниках для 3-го класса указан 1667 год, в учебниках для 5-го класса – 1644, в учебниках же для 8-го класса – либо 1681, либо 1766, или же 1700 годы.

В ходе заседания члены общественного совета обсуждали вопросы необходимости назначения в рамках закона надлежащей ответственности за подобные погрешности в учебниках и учебно-методических пособиях. Ведь, по сути, допущение подобных ошибок вводит в заблуждение детей. Как подчеркнул профессор Абат Кыдыршаев, необходимо не только исправлять допущенные неточности, но и наказывать нерадивых авторов, чтобы, во-первых, они возмещали государству причиненный ущерб, во-вторых, прекратили свою деятельность.

По итогам заседания были приняты соответствующие рекомендации и решение о создании специальной группы из числа заинтересованных лиц, которая будет отслеживать подобные нарекания и принимать по ним необходимые меры.

Выявленные в ходе заседания ошибки в учебниках будут запротоколированы и направлены для рассмотрения в центральный аппарат партии “Нұр Отан”.

 www.zhaikpress.kz

Альбина Байгунакова

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале