21.12.2015, 21:22
Просмотры: 251

Память не прощает забвения

 Kylpitas  В стремлении лишить казахов своих родственных корней советская власть, как мы убеждаемся, переплюнула и царское самодержавие России. Надгробные сооружения являются неотъемлемой частью материальной и духовной культуры казахского народа. Несмотря на то, что  для каждого казаха могила его предков является священным местом, в годы советской власти началось  повальное их уничтожение.   В этом мы воочию убедились при проведении научных исследований эпиграфических памятников – кулпытасов, представляющих собой огромную историческую и культурную ценность. 


О проделанной работе

Все наши сегодняшние усилия, может быть, со временем станут неотъемлемой частью отечественной истории. В респуб­ликанском историко-познавательном журнале «Dana. kaz», который начал издавать­ся с 2012 года, буквально с первого номера мы открыли рубрику «Құлпытас кілтін ашайық» (Откроем загадки кулпытасов). Уже тогда мы убедились, что в нашем регионе старые надгробные памятники никем не исследовались и не изучались. В 2014 году с целью привлечения внимания общественности к данному вопросу был выпущен сборник «Құлпытас сырын ашайық» («Раскроем тайны кулпытасов»), куда вошли переводы текстов кулпытасов, обнаруженных на территории Акжаикского, Каратобинского, Сырымского районов. Во время презентации этого сборника в Уральск приехала группа ученых во главе с профессором Аширбеком Муминовым. Мы показали им несколько старых надгробий. Они были весьма удивлены многочисленностью эпиграфических памятников. Результатом их ознакомления с надгробиями на территории нашей области стал подготовленный институтом Востоковедения имени Р.Б. Сулейменова Комитета науки Министерства образования и науки РК специальный проект по исследованию эпиграфических памятников Приуралья. Научный проект «Пути сохранения духовного наследия памятников культуры казахского народа на основе эпиграфических памятников Западно-Казахстанской области» был одобрен и утвержден на 2015-2017 годы. Также эта тема была обсуждена на общественном совете «Мирас» при областном филиале партии «Нұр Отан» и получила полную поддержку. В частности, было указано на необходимость создать карту расположения всех надгробных памятников на территории всей республики. Памятники сфотографировали, перевели подписи на них с арабского алфавита на кириллицу. Затем вся необходимая познавательная информация была собрана воедино. Материалы о важности и пути реализации данной идеи были опубликованы в республиканских и областных изданиях. Для эффективных совместных действий в этом направлении между областным филиалом партии «Нұр Отан», областным управлением культуры, архивов и документации, ТОО «Жайық Пресс» и историко-познавательным журналом «Dana.kaz» был подписан меморандум об исследовании и охране кулпытасов – исторических памятников XVIII-XX вв., расположенных на территории ЗКО. В газете «Орал өңірі» открылась рубрика «Тайна надгробий», эта тема нашла отклик и в районных газетах. В каждом районе акимами районов создана группа по исследованию кулпытасов. Мы подготовили для них специальную инструкцию, ознакомили их. В октябре текущего года прошло заседание координационного совета при областном акимате. По его итогам принято постановление, а всем районам было дано поручение работать согласно инструкции.

Командировка в Бурлин

Весной текущего года для уточнения организационных работ мы встретились с рабочими группами Теректинского, Бурлинского, Зеленовского и Шынгырлауского районов. В ходе поездки в село Бурлин Бурлинского района мы увидели картину вопиющего надругательства над памятниками истории.

Известно, что в 2007 году после полного извлечения кулпытасов из кладки Бурлинской машинно-тракторной станции, стены которой были возведены из этих могильных плит, были собраны остатки надгробий, там же организованы поминальные мероприятия. Мы специально заехали в село Бурлин, чтобы воочию убедиться в каком состоянии находятся эти кулпытасы. Уцелевшие плиты были перевезены на специально отведенное место рядом с мусульманским кладбищем под Бурлином. Насчитали примерно вместе с разбитыми кусками древних сооружений свыше ста. Затем мы поехали на место, расположенное в 500 метрах от села Бурлин, где в 1930-1935 годы прошлого века строили машинно-тракторную станцию. Из-за недостатка строительных материалов использовали плиты со старых могил. По руинам нетрудно догадаться, что полуразрушенная постройка возводилась очень давно. Приблизившись, увидели, что для фундамента также были использованы старые кулпытасы – плиты с могил. Нашему возмущению такому варварскому бездушному отношению к человеческой памяти не было предела. Причем, как оказалось, местная молодежь и старожилы хорошо знают об этом.

Впервые в 2004 году об использовании кулпытасов в строительстве МТС в Бурлинской районной газете написал Берик Исмагулов. В 2007 году местные власти, узнав об этом, под руководством областного филиала партии «Нұр Отан» попытались восстановить историческую справедливость – из стен и фундамента извлекли плиты в целом виде. На них даже сохранились надписи на арабском языке, которые удалось прочесть и перевести. Помнится, тогда в знак признания кощунственного обращения с надгробиями и поминовения памяти о тех, кто был погребен под ними, организовали поминальный обед. В поминальных мероприятиях тогда приняли участие аким области тех лет Н.Ашимов, председатель областного филиала НДП «Нұр Отан» М.Кулшар, заместитель исполнительного секретаря малой Ассамблеи народов Казахстана В.Киянский, аким Бурлинского района К.Имашев, секретарь районного маслихата И. Измагамбетов, иерей храма Серафима Саровского Д.Носков, и другие видные деятели области. После выяснения истории кулпытасов, аким области Нургали Садуакасович отметил, что «пусть изучением надписей на камнях и выяснением их принадлежности займутся ученые и исследователи», а также сказал, что в г. Аксае будет выделено место для открытия своеобразного памятника, где соберут все надгробные плиты. Но почему-то, в силу объективных причин, это поручение не было выполнено.

15 мая в целях охраны и исследований обломков кулпытасов, извлеченных из стен МТС, состоялась встреча с аксакалами села Бурлин. В ней приняли участие руководитель госинспекции по охране историко-культурного наследия Талгат Жусупкалиев, заместитель акима Бурлинского района Азамат Сафималиев, а также автор этой статьи. Аксакал Мухтар Бокаев, приехавший специально на эту встречу из районного центра, рассказал об истории села. Оказалось, что аксакалам Сагидолле Кабиеву, Нуржану Жумагулову, Гауазу Муканову даже известны места захоронений, откуда были вывезены эти кулпытасы. После собрания мы посетили несколько древних захоронений. Одно из них, по всей видимости, имело большую территорию. Примерно в середине кладбища возвышался единственный кулпытас. В старину говорили, что те, кто раньше занимался кулпытасами, не могли его разобрать, в противном случае с ними обязательно что-то случалось: у одного заглохнет трактор, у другого вдруг ломался транспорт, а третий, так случилось, утонул. И так было всегда. Это подтвердилось. Знаток арабской письменности Казбек Куттымуратулы смог прочитать надпись на кулпытасе: Кенжегул сын Жаманкула из рода тама, племени Кенжебек, погиб в 1865 году в возрасте 49 лет, памятник поставил его сын.

Следующий памятник был расположен в 40 км от села Бурлин возле с. Амангельды. Туда нас напрямую по степным дорогам проводил житель села Бурлин Сагидолла Кабиев, 1936 года рождения. Что удивительно, здесь также посередине кладбища стоял единственный кулпытас. На надгробном сооружении прочитали надпись: «Би Жанай бай сын Едиля из рода тама, племени Кудайкул, умер в возрасте 80 лет в 1856 году. Памятник поставил сын Бекайдар».

Недавно руководитель центра по изучению истории печати ТОО «Жайық Пресс» Казбек Кутымуратулы и имам Жангалинской районной мечети Муратбек Жахатов занялись изучением кулпытаса, обнаруженного в 2007 году, сфотографировали его, пронумеровали и отправились в село Бурлин перевести надпись. Несмотря на ливневые дожди, они закончили работу за два дня. Заодно посетили могилу в местности Масайтөбе в 6 км от села Бурлин. На кулпытасе было написано «Агузу биллаһи мин аш-шайтан ир-раджим. Бисмиллаһи ар-рахман рахим, лә илаһа ил-Алла, Мухаммад расул Алла. Косшы Кубайулы из рода тама племени Кудайкул умер в 1900 году в возрасте 68 лет. Надпись на камне изображена от имени Тайлака мырзы».
Таким образом, постепенно нам стало известно, откуда были привезены кулпытасы для строительства МТС.

Аким области Нурлан Ногаев, вникнув в суть дела, дал поручение о возобновлении приостановленных работ, а также о вывозе обломков кулпытасов. В настоящее время работы почти завершены.
Если в 2007 году было извлечено около ста кулпытасов, то по результатам работ этого года всего вместе с обломками обнаружено 170 кулпытасов.

В Бурлине расстреляны жертвы политических репрессий 

После собрания 15 мая мы вместе с аксакалом Мухтаром Бокаевым побывали в нескольких исторических местах села. Один из них дом на снимке. По словам аксакала, в этом доме в 1937-1938 годах располагалось здание НКВД. Долгие годы возглавлявший местный архив, он напомнил, что именно в этой местности были расстреляны 40 человек. В то время взрослые со слезами на глазах рассказывали: «Мы своими глазами видели, как осужденным надевали на головы мешки и, связав сзади руки, вели их на расстрел, а через некоторое время палачи возвращались одни». Еще рассказывали, что в 250-300 метрах от этого дома возле больших деревьев приговоренных к смерти по приговору суда расстреливали и бросали в яму. Очевидцы тех лет, пожилые люди, предупреждали: «Эти деревья – немые свидетели тех страшных событий. Под этими деревьями лежат останки наших дедов, когда будете проходит мимо, поклонитесь им».
Чтобы будущее поколение и остальные потомки помнили, через какие жестокие события и кровопролития прошло наше старшее поколение, нашей главной задачей сегодня является установление в таких местах памятника, а местность, где есть захоронения, необходимо огородить.
Мы рассказываем о фактах, имевших место лишь на территории одного села. А сколько таких неисследованных мест ждут своего часа? Почему до настоящего времени об этих фактах умалчивали? Тем более, что еще живы очевидцы тех событий.

Почему так безответственно и бездумно поступили мы с историей нашей Родины?! Не извлекая уроков из прошлого, невозможно успешно двигаться дальше. Важно хранить и изучать историю, чтобы дух народа был всегда силен.

 www.zhaikpress.kz

Жантас НАБИОЛЛАУЛЫ

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале