20.08.2016, 18:19
Просмотры: 36

Создавать условия для обучения и воспитания

Screenshot_2016-08-20-19-22-49-1В ходе августовского совещания педагогов ЗКО выступила вице-министр МОН РК Эльмира Суханбердиева. Она рассказала о развитии сферы образования РК за годы Независимости, а также подробно остановилась на подготовке к переходу на обновленное содержание образования, которое поэтапно начинает внедряться с начала 2016-2017 учебного года.


Вице-министр отметила, что за 25 лет в Казахстане было построено 1356 школ, созданы условия выявления и реализации потенциала одаренных детей.
– Сегодня сеть школ для одаренных детей выросла с 6 до 121 с охватом 61392 ребенка. Успешно функционируют 20 НИШ по стране, растет количество призеров международных олимпиад. За годы Независимости казахстанскими школьниками завоевано 5741 медаль, из них 1025 золотые, 1822 серебрянные и 2894 бронзовые медали, – отметила Э. Суханбердиева.
Также по ее словам, за эти годы в ЕНТ приняли участие свыше 3,5 млн. выпускников в среднем 60% претендентов на звание Алтын белге, подтвердили свои знания. Если в 2003 году у нас было 205 претендентов и подтвердивших свои знания, то сейчас, в 2016 году их число выросло до 2480.
Благодаря системной работе по развитию госязыка сеть школ с казахским языком обучения выросла с 2 768 едениц до 3777 школ.
Курсы повышения квалификации прошли свыше 1 млн.педагогов. С 2011 года у нас реализуется и инклюзивное образование. Каждый 4-й школьник в республике обеспечивается дополнительным образованием. И теперь наша самая главная цель вывести казахстанское образование на новый высокий уровень для того, чтобы именно образования страны стало основой вхождения Казахстана в число наиболее передовых стран. Поэтому с этого года мы начинаем поэтапный переход на обновленное содержание среднего образования, намеченное в Плане нации и госпрограмме развития образования на 2016-2019 годы.
Обновленная программа успешно прошла апробацию в 30 школах страны, 2 из которых в Западно-Казахстанской области. С внедрением обновленного содержания будет поэтапно осуществляться переход на пятидневную учебную неделю. При этом, не сокращая летних каникул, ученикам и учителям будут дополнительно предоставлены 34 выходных дня.
Справочно с 2016 года на пятидневку переходят учащиеся 1-х классов, с 2017 года – 1,2 классы, с 2018 года – 1,2,3 и в 2019 году вся начальная школа перейдет на пятидневную учебную неделю.
В летний период курсы повышения квалификации по обновленной программе прошли более 54 тысячи учителей начальных классов. В соответствии с обновленным содержанием образования, разработаны новые учебники для 1 класса. На сегодня все учебники изданы, и завершается их доставка в школы страны. В ЗКО уже 100% учебников завезены, осталось только доставить их до некоторых организаций образования.
В сентябре 2016 года все первоклассники начинают учебу по единому базовому учебнику. Внедрение единого базового учебника, дает возможность выровнять уровень образования во всех школах страны. Права на базовый учебник, отныне, принадлежат только государству.
С 2019 года мы переходим на модель 12-летнего обучения по структуре нулевой класс плюс 11 классов. Вводится нулевой класс предшкольной подготовки для 5-6 летних детей. Родители имеют право выбора отдать ребенка в 0-й класс в 5 или в 6 лет. Соответственно в 1-м классе будут учиться дети как 6 так и 7 лет, в зависимости от готовности детей и желания их родителей.
Суть 12-летнего обучения состоит во внедрении единой типовой образовательной программы для 0-го класса. Возможность прохождения 0-го класса сохраняется как для дошкольных организаций, так и для школ.
В старшей школе в 10-11 классах сохраняется профилизация предметов общественно-гуманитарного и естественно-математического направления.
Следующей главной и важной задачей, которая стоит перед министерством – поддержка малокомплектных школ. Мы поставили цель выровнять качество образования в городских и сельских школах. В течение 3 лет в школы будет поставлено более 50 тысяч комплектов интерактивного оборудования, экраны, проекторы, компьютеры, а также цифровые образовательные ресурсы. В сем школам, в том числе и не имеющим доступа в интернет, будет обеспечен доступ к 40 тысячам видеоурокам, интерактивным заданиям на 3-х языках. В первую очередь ими будут обеспечены МКШ и школы-интернаты.
Родители и педагоги определяют, какая должна быть школьная форма. Родители самостоятельны в выборе предприятия, обеспечивающего школьной формой. Директора не вправе указывать родителям конкретных поставщиков формы.
Безбумажные отчеты. Анализ МОН РК показал, что количество запросов и обращений госорганов и физлиц в управление образования иногда доходит до 9 тысяч в год. Поэтому мы принимаем такие меры, как развитие национальной базы данных для всех органов и акиматов. В НБД дополнительно вносятся 12 новых показателей для формирования данных по запросу других госорганов. Вводится требование по обновлению НБД 2 раза в год в марте и октябре, что решает проблему актуализации.
В 2017 году во всех школах будет внедрен электронный дневник, что позволит в течение трех лет поэтапно отказаться от традиционной бумажной документации классных журналов.
Не менее важная задача стоит и перед системой ТиПО. Здесь сохраняются те же ориентиры, что и в школах, качество и востребованность. В целом идет выравнивание между статусом и качеством преподавания в старшей школе и в колледжах.
По поручению Президента РК программа по предоставлению первой рабочей специальности бесплатно – подготовлена. В этом году мы принимаем все правовые нормативные акты и в следующем году она будет запущена.
За последнее время мы существенно продвинулись по привлечению в эту сферу интересов работодателей. В качестве системного оператора по внедрению мирового опыта работает холдинг Касипкор, который готовит более ста программ для внедрения. Мы планируем в этом году обучить более 2 тысяч преподавателей колледжей по этим программам и начать внедрять обновленные программы в 807 колледжах страны. За 4 года мы должны полностью обновить содержание учебных программ в колледжах, а также перевести преподавание части предметов, как IT-технологии, на английский язык.
В ВУЗах мы также двигаемся в сторону большей академической самостоятельности международной аккредитации наших вузов, как обязательного компонента международной интеграции, подъема качества преподавания, поэтапного перехода ряда технических специальностей на английский язык.
В этом учебном году по госзаказу на педагогические специальности выделено более 5 тысяч грантов, из них 500 на магистратуру. В целях качественного приема в вузы включены экзамены для выявления склонности абитуриентов к педагогической деятельности.
Очень радует, что сегодня и талантливые выпускники выбирают педагогические специальности. Хотелось бы, чтобы наши лучшие выпускники шли работать в школу.
Новый учебный год один из самых главных и важных событий в школьной жизни и первый урок знаний мы рекомендуем посвятить политическому акту «Мангилик ел». Задач в новом учебном году множество и они разнообразны: мы должны обеспечить условия обучения, сохранить жизнь и здоровье наших детей, добиться чтобы в школах бесперебойно работал интернет, чтобы в столовых были свежие натуральные продукты, но за всем этим мы не должны забывать о главной задаче образования – обучение и воспитание граждан нашей страны.
В завершение выступления от имени Министра МОН РК Е. Сагадиева вице министра поздравила всех работников сферы образования с наступающим учебным годом и пожелала успехов.

Наталья Горохова

www.zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале