26.10.2017, 11:14
Просмотры: 237

Могила Гумара Караша в ЗКО включена в Сакральную карту Казахстана

gumar_karash_ziraty_1Еще один объект Западно-Казахстанской области, который рекомендован для включения в Сакральную карту Казахстана – могила известного казахского поэта, философа, просветителя Гумара Караша. 


Гумар Караш (1875-1921) – выдающийся казахский поэт, фольклорист, общественный и религиозный деятель, сторонник партии «Алаш».

Родился в Жанибекском районе Западно-Казахстанской области. Обучался сначала в местном медресе, затем получил высшее духовное образование в медресе города Уфы, по некоторым сведениям, продолжал учебу в Стамбуле. Гумар Караш является первым казахским казием (членом) Духовного собрания мусульман Восточной части Российской империи.
Получив мусульманское образование, Г. Караш некоторое время стремится к духовной карьере. Однако вскоре Г. Караш начинает пропагандировать просветительские идеи, выступает за реформу старого казахского мектеба и, наконец, решительно порывает с духовенством. В дальнейшем он с полной отдачей занимается литературным трудом, сбором и изданием памятников казахской поэзии.
С его именем связано появление газет «Қазақстан», «Ұран»  и ряда острых полемических статей в газетах «Фикер», «Қазақ», «Дұрыстық жолы», журнале «Шора». В 1902 году учительствовал в родном ауле. В годы работы в газете «Қазақстан», под руководством Ш. Бокеева собрал и опубликовал образцы казахского фольклора в сборниках «Шайыр» и «Көксілдер».
Следует отметить слова С. Сейфуллина о Г. Караше в его романе «Тернистый путь»: «Ряд образованных людей Букеевской Орды во главе с поэтом, муллой Карашулы, организовав выпуск газеты под названием «Ұран», выступили под лозунгом идей «Алаш орды». А тех, кто сплотился вокруг идей Алаш орды, считали «врагами народа». Естественно, к этой категории причислили и газету. Вот почему поиски номеров газеты были сопряжены с большими трудностями.
При жизни поэта вышли пять поэтических сборников: «Бала тұлпар», «Қарлығаш», «Тумыш», «Аға тұлпар», «Тұрымтай» и три исследовательские книги: «Ойға келген пікірлерім», «Өрнек», «Бәдел қажы». Это были сильные стихи в жанре толғау, внесшие новые формы в казахское стихосложение. Караш по праву считается одним из реформаторов, блестяще экспериментировавшим сочетание казахской традиционной поэзии с арабским стихом и внесшим свою лепту в ускорение этой формы в казахском стихосложении. Караш – наиболее колоритная фигура в истории Приуралья, поэт, сочетавший в своем творчестве мужественный гражданский пафос с тонким лиризмом, философ, проложивший золотой мост между рациональным менталитетом Запада и устойчивым моральными категориями восточной теологии.
Сторонник партии «Алаш» и его правительства,  Гумар Караш выступал против насильственных путей свержения существующего общественного строя и в поддержку выпустил сборник стихов «Алаштың азаматтарына», «Неден қорқамын», «Күн туды», но вскоре включился в борьбу за советизацию аула. Участник съезда казахов Бокеевской орды в Орде (май 1917 года) и 2-го Всеказахского съезда в Оренбурге (5-13 декабря 1917 года). Делегат I съезда учителей Бокеевского губисполкома (24 сентября 1918 года) и 1-, 2-, 3-, 4-го съездов (в 1918-1920 гг.) Бокеевских губернских советов. Редактор первого в Казахстане педагогического журнала «Мұғалімге». Просветительские взгляды изложил в труде «Педагогика». В 1920 году руководил отделом Бокеевского губисполкома.
Гумар Караш в начале ХХ века опубликовал свои статьи «Бұл қай заман?», «Тіршілік таласы», «Тәнсіз жан жоқ», «Жастарға», «Әрине күнелту керек», «Ұлт және туған ел», «Әсер», «Қазақтар хақында», «Заң мәселесі», «Жүгенсіздік адамға жол ма еді?» и другие материалы в газетах и журналах «Қазақ дұрыстығы», «Қазақстан», «Айқап», «Дұрыстық жолы», «Шора», «Абай». Гумар Караш под псевдонимом Габдолла Муштак опубликовал ряд статей в газете «Қазақ» и журнале «Айқап», а также печатался под псевдонимами  «Ғұмар Қараш баласы», «Ғұмар Қарашұлы», «Ахунд Ғұмар Қарашұлы», «Ғұмар әл-Қараши», «Бөкей елінің баласы», «Ғұмар Қараш», «Ғ.Қ», «Ғ.Мұштақ», «Ғабдолла Мұштақ», «Оразақай», «Қазақаев», «Ғұмар Қарашев». Произведения Гумара Караша опубликованы на казахском языке в школьных учебниках, в сборниках «Антология казахской поэзии» и «Казахские поэты» на русском языке. Стихи и поэмы поэта, его философские размышления, рассказы и статьи вышли в сборнике «Замана» (Алматы, 1994).
Творческая и политическая деятельность поэта была прервана в апреле  1921 года, он был зверски убит бандитами в местечке Кунаншапкан Жанибекского района. В 1947 году постановлением Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана Гумар Караш был объявлен «одним из деятелей буржуазно-националистической партии Алаш Орда, партии чуждой идеям революции…» и его имя выведено из школьных учебников и наложен запрет на изучение его творческого наследия. Лишь после обретения Казахстаном Независимости имя и творческое наследие Гумара Караша было возвращено народу. Его имя присвоено  Караобинской школе-гимназии в Казталовском районе, одной из улиц города Уральска.
Могила Гумара Караша находится на территории Таловского сельского округа Жанибекского района в захоронении Оразакая из рода Кояс. Рядом находится могила и его сына Абдулкадера.

Калиулла КАРАГОЙШИН

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале