29.04.2020, 17:49
Просмотры: 697

Мысли вслух о дистанционном обучении

Если образно представить образовательные учреждения кораблями, плавающим по необъятному океану знаний, то впервые из-за пандемии коронавируса, каждый из пассажиров этих кораблей остался один в своей каюте.

1810C5C4-2495-4225-8FEE-937B5A0D11B9

Дети не пошли в свои любимые школы. Школьный звонок не звал ни учителей, ни учеников в просторный класс на первый урок последней четверти этого учебного года. Дистанционное обучение в четвертой четверти, являясь вынужденной мерой, стало по-разному отражаться в нашей жизни с первых дней.

– Изначально новый формат обучения наводил страх на участников образовательного процесса. И эти страхи были обоснованны: учащимся предстояло учиться удаленно, из дома и, самое главное, под присмотром родителей, многим детям это не нравится; у учителя как прежде не будет возможности заглянуть в глаза каждого ученика, в которых он безошибочно читал, понял он тему или нет, а родитель беспокоился о том, сможет ли он помочь самому дорогому человеку на земле – своему ребенку, – подчеркнула учитель русского языка и литературы СОШ № 36 им. М. Б. Ихсанова города Уральска Гульсайран Сулейменова.

841ED235-8B36-42A7-8468-8C2FCC6393FF

Но отступать некуда – корабли приняли это нововведение, и, взяв новый курс, пустились в свое очередное путешествие, которое уже имело на тот момент четкий алгоритм организации маршрута школьного образовательного процесса. Всем известно, что Министерством образования организованы уроки через ТВ, радио, почту, приложения, специализированные интернет-платформы «Bilimland», «Daryn», «Күнделік».

– Нужно отдать должное перечисленным образовательным площадкам. Уроки имеют четкую структуру: видеообъяснение, содержательные тренировочные упражнения, способствующие как дополнению и закреплению учебного материала, так совершенствованию навыков применения ИКТ в самостоятельной работе учеников. В конце занятий учащиеся имеют возможность моментально увидеть оценивание своей работы. Еще одним плюсом специализированных уроков является возможность повторения урока в любой день текущей недели. Например, в пятницу, вернувшись ко вторнику, учащиеся могут вновь прослушать видеообъяснение и выполнить задания. Таким образом, учащиеся, закрепляя тему, достигают поставленных целей урока, – рассказала Гульсайран Сулейменова.

По ее словам, положительный отзыв от родителей, учителей, учеников получают транслируемые по основным предметам специальные уроки на телеканалах «Ел Арна» и «Балапан», которые длятся от 10 до 20 минут на русском и казахском языках. Для учащихся 1-5 классов занятия проходят по 10 минут каждое, а для учеников постарше от 10 до 20 минут. Уроки идут в разное время, начинаются в 8 утра.

– Несмотря на сжатость по времени, занятия на телеканалах играют огромную роль в самостоятельной работе учащихся. Судя по отзывам, мы видим, что всем известная пословица «Повторение – мать учения» не только не потеряла своей актуальности, но и стала значимым элементом в обучении. После просмотра 10-минутного урока по телеканалам, учитель, согласно расписанию, составленному завучем школы и своему заранее подготовленному плану, проводит свое занятие, – отметила Гульсайран Сулейменова.

B29577D4-8BC2-4586-B0EA-93DD5E345CCE

– Для учителей общеобразовательных школ технология дистанционного обучения стала новой, специфичной формой обучения, несколько отличающейся от привычных форм очного обучения. Она предполагает иные организационные формы обучения, средства, методы, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.

Учитывая опыт организации и проведения пробных уроков 1 апреля, для уменьшения нагрузки на интернет и мобильные сети, Министерством образования было решено обучать школьников и студентов в две смены. С девяти утра дистанционное обучение проходят у школьников с 1 по 9 классы, а учащиеся 10-11 классов, студенты колледжей и вузов учатся с 14:00.

Гульсайран Сулейменова, полагаясь на месячный опыт дистанционного обучения, отметила его преимущества и недостатки.

Преимущества:

1. Удобство: минимум пустых трат времени, использование преимущественно электронных средств обмена информацией, комфортное рабочее место, созданное участниками образовательного процесса. Для многих учеников и учителей нет необходимости совершать ежедневные поездки в школу. Они могут провести уроки дома за чашкой чая; что им нужно, – это ноутбук, телефон и хороший интернет.

2. Выработка привычки самостоятельно осваивать материал, небольшой по объемам, в сжатые сроки. Интерактивное взаимодействие носит регулярный характер и прививает большую ответственность за продуктивность своей работы.

3. Гибкий график дня ученика, контролируемый родителями.

4. Психологический комфорт для ученика. Занимаясь дистанционно, обучающиеся сами выбирают свой темп работы, что снижает стресс.

5. Возможность развить навыки ИКТ как для учащихся, так и для учителей и родителей.

6. Постоянная психологическая и методическая поддержка со стороны директора и администрации школы.

7. Непрерывная связь классных руководителей с родителями учащихся и учителями-предметниками.

8. Предоставление возможности родителям обратить внимание на развитие таких психических особенностей подростка, как восприятие, воображение, внимание, память.

9. Ролевая игра. Родители, став учителями, смогли увидеть, в чем нуждается их ребенок. На деле узнали, что значит быть учителем в широком смысле этого слова, какова роль учителя в судьбе его ребенка.

10. Организация режима дня родителей, учителей и методичное следование ему.

Недостатки:

1. Не всегда здоровьесберегающий режим работы учителя. Во время занятий, особенно когда у преподавателя идут несколько уроков подряд, он не всегда может встать с рабочего места и походить по комнате для того, чтобы сделать зарядку. Ухудшается зрения из-за непрерывной работы с ноутбуками и по телефону.

2. С помощью простой мышки и клавиатуры не так просто нарисовать что-то на слайдах, особенно для тех преподавателей, которые привыкли к мелу или к маркеру.

3. Технические неполадки. Наличие скоростного интернета и хорошего ноутбука – самая первая задача для успешного урока, но даже в век технологий иногда встречаются проблемы в этой сфере. Могут внезапно отключить свет или интернет, ноутбук может зависнуть, связь может прерваться, могут быть проблемы со звуком или изображением.

4. Отсутствие личного контакта с учениками и с коллегами. Это может стать негативным моментом для тех, кто любит общаться вживую, а не с помощью интернета.

Для достижения хороших результатов при дистанционном обучении школьников электронная образовательная среда, рекомендованная Министерством Образования и администрацией школы продолжает обеспечивать взаимодействие всех пользователей; хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов; поддержку участников в учебной деятельности с помощью дистанционных технологий; мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности.

Впереди ответственный этап обучения: проведение СОР и СОЧ, который благодаря профессионализму учителей, должен пройти успешно.

– На сегодня учитель в формате с использованием технологий дистанционного обучения еще раз доказал личную заинтересованность в постоянном повышении своего профессионализма. Можно с уверенностью сказать, имея такой неисчерпаемый потенциал методики преподавания и обучения, профессиональный состав педагогов движется в верном направлении, – подытожила Гульсайран Сулейменова. – Хочется пожелать терпения участникам образования. Наступит время, когда 1 сентября позовет на урок школьный звонок, и на его зов наперегонки, с рюкзаками за спиной сбегутся и сядут за свои парты грызть гранит науки наши дети. А вслед за ними с гордо поднятой головой, не спеша, войдет в светлый класс всеми любимый учитель. Встав посередине кабинета, вглядываясь в светлые, ожидающие чуда глаза своих учеников, не скрывая радости от долгожданной встречи, с сияющей улыбкой на лице, учитель наконец-то скажет в стенах школы: «Здравствуйте, ребята!».

Шара Асылбекова

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале