2.10.2020, 16:38
Просмотры: 1715

Наш учитель математики

Ироничная, порой ехидная улыбка, крючковатый нос, пронзительный взгляд – в детстве учитель математики, наш классный руководитель в средних классах Канатов Базарбай Жумашевич всегда ассоциировался у меня с образом Шерлока Холмса – не хватало трубки и шляпы. Я его побаивалась, так как с цифрами не дружила. Помнится, когда он называл мою фамилию, я выходила к доске с дрожью в ногах, потому что знала, что решить эти уравнения, которые ненавидела всей душой, вряд ли смогу.

IMG_8004

– Отойди от доски. Еще дальше! Еще! Еще! – приказывал он нерадивому ученику, которому волею судеб не дано было понять эти иксы и игреки, и тому приходилось отступать на другой конец класса. И тогда учитель математики произносил свою знаменитую фразу: «Дұрыстап қара! (Присмотрись внимательно)».

Бывало Базарбай Жумашевич задавал очередную задачу и, проходя по рядам, сосредоточенно вглядывался в лицо каждому и называл по имени. Ждал ответа. В конце концов, когда тишина ему надоедала наш Алгабасский Шерлок Холмс начинал объяснять, приводя несусветные примеры: «Представьте, что вы приготовили плов в казане и очень голодны. Что вы сделаете первым делом»?

Предположения выкрикивались разные и нелепые, вплоть до того, что съесть целый казан плова одному. Но, в итоге, изрядно помучав нас, Базарбай Жумашевич выдерживал многозначительную паузу и изрекал, подняв указующий перст ввысь: «Разве первым делом вы не откроете крышку казана»? Разочарованный ропот проносился по классу.

Но если кто-то из учеников угадывал правильный ответ, то это был праздник со слезами на глазах – Базарбай Жумашевич подбегал к победителю и с пафосом произносил: «Дұрыс! (Правильно»!)». Счастливчик же чувствовал себя чуть ли не великим математиком. И даже если это был заядлый двоечник, Базарбай Жумашевич ставил ему пятерку. И это здорово стимулировало тех, кто особого рвения в учебе не проявлял.

Кстати, на многих моих одноклассников его чудаковатые педагогические приемы возымели действие, и они щелкали эти уравнения как семечки. Но только не я, впадая в непонятный ступор, мне думалось о чем-то совершенно другом.

К примеру, в те моменты, когда Базарбай Жумашевич заставлял то приближаться, то отдаляться от доски, я представляла его перед камином с трубкой, в клетчатом сером пиджаке и широкополой шляпе. Вот сидит он перед камином, попыхивает трубкой и читает газету, при этом стряхивает пепел не в пепельницу, а себе на ладонь и кривляется от боли. Или вот собака Баскервилей гонится за ним темной ночью вблизи Гримпенской трясины, и он теряет свои шляпу и трубку.

Да простит меня наш учитель! Это было своеобразной местью подростка, который любил фантазировать.

Но надо сказать, несмотря на мои низкие познания в области алгебры и геометрии, Базарбай Жумашевич по-своему меня любил

Однажды я опоздала и подошла почти к концу урока. Войдя в класс, я ожидала чего угодно, но вдруг учитель начал меня хвалить.

– Знаешь, что ты – бриллиант? – спросил он.

Если честно, я опешила.

– Ты – бриллиант, но пока без оправы, – уверенно продолжил Базарбай Жумашевич. – Но (и снова указующий перст), чтобы оправа была достойной, ты должна усердно учиться и не уподобляться тем, кто пускает свою жизнь на самотек.

Эти слова учителя математики запомнились на всю жизнь. И когда в моей жизни происходят трудные ситуации, говорю себе: «Ты – бриллиант». И это здорово помогает.

До сих пор в памяти наши совместные с ним походы, колкие шутки Базарбая Жумашевича заставляли одноклассников хохотать до упаду. Ни один из нас не пропускал его уроки, факультативы, мероприятия, потому что все мы знали, что с ним всегда интересно, зевать от скуки не придется.

IMG_8038

Не знаю, есть ли в наше время такие учителя? Базарбай Жумашевич со своим нестандартным мышлением смог подобрать ключик абсолютно к каждому ученику. Конечно же он видел, что я не любила его предмет, и отнюдь не скрытый математический гений. Тем не менее, благодаря его экстравагантным выдумкам уравнения и задачи пытался решать весь класс. Никто не оставался в сторонке, все ученики были максимально вовлечены в учебный процесс, ведь он объяснял простым, доступным языком и приводил примеры, хоть и незатейливые, но из нашей реальной жизни.

А в прошлом году, когда мы всем классом отмечали 20 лет со дня окончания школы, мне посчастливилось танцевать вальс с человеком, которого я так побаивалась в школьные годы – с нашим любимым Базарбаем Жумашевичем.

Долгих лет Вам жизни и низкий поклон!

Арайлым Беккалиева,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале