9.01.2017, 10:13
Просмотры: 215

Не идут в ЗКО поезда  

 

poezdС 1 января из Уральска перестали ежедневно ходить поезд до Актобе, через день – поезд до Алматы и в обслуживание частной компании отошел маршрут Уральск – Астана. Почему вдруг был уменьшен обмен поездами ЗКО с соседними областями и к чему привели такие изменения, выяснял наш корреспондент. 


 

– На основании телеграммы из регионального филиала по пассажирским перевозкам «Западный» АО «Пассажирские перевозки» (дочернее предприятие АО «НК «КТЖ» –  прим.авт.) и в связи с вводом нового графика движения поездов на 2016-2017 годы пассажирский поезд № 614/613 Уральск – Актобе с ежедневного отправления переведен на курсирование три раза в неделю, – сообщил начальник Уральского участка регионального филиала «Западный» АО «Пассажирские перевозки» Думан Карагойшин. – Новый график движения вводится с 3 января по 9 декабря 2017 года. Поезд отправляется из Уральска по-прежнему в 18.40, но по вторникам, четвергам и субботам (в этом случае и далее по тексту – время Астаны, – прим.авт.). Из Актобе в 10.00 по средам, пятницам и воскресеньям. А поезд №380/379 Уральск – Алматы, раньше следовавший через день, с 6 января будет отправляться по понедельникам и пятницам в 9.30.
Причина для такой перемены настроения АО «Пассажирские перевозки» в отношении маршрутов из/в Уральск не называется, но возможно, дело кроется в стремлении соблюсти экономию. К примеру, на дизтопливе для локомотивов, поскольку вместо семи дней в неделю поезд теперь отправляется только три раза. Или на количестве единиц подвижного состава, ведь, как сообщается, вместо 5 вагонов ежедневно «Пассажирские перевозки» запланировали курсирование 8-10 вагонов три раза в неделю.
Поезд Актобе – Уральск является социально значимым. Он востребован, в большей мере, среди граждан со средним достатком и когда-то был запущен с учетом нужд населения: ежедневно отправлялся вечером, чтобы рано утром доставить пассажиров в Актобе.
– Моя дочь учится в медицинском в Актобе и поэтому наша семья постоянно пользуется этим поездом, – рассказала жительница Уральска Гульдана Гусманова. – Это было так удобно, в любой день недели вечером выехал, а утром в Актобе. И назад также – вечером выехал, а утром в Уральске. Тысячи людей могли обернуться за сутки в любой из дней недели. А теперь такая очередь за билетами. Чтобы уехать после новогодних праздников, мы стояли в очереди за билетами и на 3 января, и на 5-е. Из-за нового графика ежедневно по полторы сотни человек не уезжают в Актобе, остаются ждать следующего поезда. Такси до соседнего города стоит 6 тысяч тенге, а поезд – 2 тысячи. Нам только поезд по карману. К тому же, из-за метели и гололеда трассу часто закрывают. А поезд курсирует, несмотря на погодные условия и я точно знаю, что аварий не будет, дочка доедет в целости и невредимости.
Еще одним аргументом в пользу решения об отмене ежедневного поезда из Уральска в Актобе и обратно могло послужить наличие трех других поездов, следующих в этом направлении: Уральск – Астана, Уральск – Алматы и Москва – Алматы. Но, изучая график движения этих поездов, мы выяснили, что ни один из них в полной мере не отвечает требованиям жителей ЗКО. Во-первых, мешает разница в цене. Во-вторых, время отправления. Москва – Алматы отправляется из Уральска в 4 часа утра, а Уральск – Алматы в 9.30. Прибавьте к этому 12 часов в пути и получится, что первый поезд доставляет людей в Актобе к четырем часам после полудня, второй – к 10 вечера. Тогда как поезд Уральск – Актобе  отправляется в ночь и прибывает к 7 утра, не «съедая» пассажирам дневное время.
Разве только поезд Уральск – Астана отвечает требования логики, согласно которой ежедневному поезду до Актобе есть замена, поскольку отправляется в 21.51 из Уральска. Именно поэтому многие из пассажиров скупают места на него, в результате чего без билетов рискуют оставаться в течение года все те, кто регулярно ездит поездом в Астану. Уже на этой неделе кто не уехал третьего января актюбинским поездом, купил билеты на 4-е на астанинский, который высадив половину пассажиров в Актобе, отправился полупустым в Астану, тогда как в Уральске застряли сотни пассажиров, ожидающих отправления в столицу.
В не менее затруднительном положении из-за отмены ежедневного поезда оказались сельские жители, так как другие поезда, следующие на дальние расстояния, такие как Москва – Алматы, попросту не останавливаются на малых станциях Западно-Казахстанской области. Чтобы ответить на вопрос, действительно ли нерентабельным является ежедневный поезд из Уральска в Актобе, нужно знать его так называемую «населенность». По неофициальным данным, в прошлом году было продано около 9 тысяч 200 билетов при предоставленном для региона объеме в 9 тысяч 700. Цифры говорят сами за себя. Но если представить, что в каждом поезде в течение всего года уезжало около 200 пассажиров, получается, что пустыми отправились только около двух составов из 365-ти, сформированных и отправленных за год.  Неплохая населенность поезда, не так ли? При такой востребованности не удивительно, что западноказахстанцы против сокращения дней курсирования поезда Уральск – Актобе, учитывая, скольким сельским жителям в период бездорожья он помогает добраться до дома. Пригородные-то поезда ходят лишь 4 дня в неделю.
Если говорить, о поезде Уральск – Астана, то он сохранил график своего движения (по четным дням, в 21:51), но с нового года обслуживается не дочерней компанией АО «НК «КТЖ» – АО «Пассажирские перевозки», а частной компанией ТОО «Сары-Арка Компани», которая выиграла тендер на обслуживание этого маршрута. Как известно, пассажирские поезда являются для перевозчика убыточными, поэтому субсидируются государством, которое и выбирает на тендерной основе исполнителя своего заказа.
Из неофициальных источников стало известно, что увольнений проводников из-за потери маршрута в региональном филиале «Западный» не последовало. Все они были приняты на работу в новую компанию для обслуживания того же маршрута. Причина, по которой маршрут был «отдан» Комитетом транспорта Министерства по инвестициям и развитию компании, не входящей в состав «Қазақстан темiр жолы», официально не называется, но вполне вероятно кроется в стремлении государства передать активы в конкурентную среду. Главным заявленным преимуществом, которое имеет новая компания перед бывшим перевозчиком, является наличие новых вагонов. Тем не менее, как сообщили в кассе, на 6, 8 и 10 января билетов до Астаны уже нет.

www.zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале