20.06.2018, 12:52
Просмотры: 136

От Шакафшика до Жайыка

История Западно-Казахстанской области богата и уникальна – в этом убеждаешься, посещая сакральные места края и видя воочию результаты археологических исследований. Городище Жайык, найденное археологами на Свистун-горе и исчисляющее свою историю не много, не мало – со Средневековья, открывает новые факты о тюркской культуре и в целом о жизни Дешт-и-Кыпчак в те времена. В ходе республиканского краеведческого форума «Священные места Приуралья» городище посетили гости – музейные работники и краеведы из разных областей Казахстана, которые ознакомились с найденными артефактами.

Карта 1562 года, составленная агентом Московской торговой компании Энтони Дженкинсом, когда он налаживал торговые контакты со Среднеазиатскими государствами. На карте полностью дается территория Дешт-и-Кыпчак. В средневековых документах в латинском написании Дешт-и-Кыпчак именовалась Tartari по аналогии с мифическим Тартаром, так как в степи были жесткие климатические условия. По словам археолога, старшего преподавателя ЗКГУ имени М. Утемисова Мурата Калменова, карта интересна тем, что здесь впервые отмечено городище Шакафшик, оно же Шакафни.

– Мы придерживаемся версии, что это название городища Жайык в его средневековой вариации. Так как до сих пор сохранился топоним «Чаган», и название «Шакафшик» с ним одного корня. Возможно, в карте Дженкинса была искажена транскрипция. До этого более древними картами являлись каталонская и карта венецианских братьев Франциска и Доминика Пиццигани, где появилось изображение Каспийского, Черного морей, крупных рек – Яика, Волги. Там присутствует городище Сарайчик и вверх по течению – значки крупных городов с изображением флагов. В Средневековье флагами обозначали крупные административные центры. Но на этих картах городище Жайык не подписано, а у Дженкинса впервые в истории присутствует название «Шакафшик».

 

– Сейчас в рамках программы «Рухани жаңғыру» восстанавливаются памятники, открываются музеи, где наши жители могут увидеть и потрогать артефакты, погрузиться в эпоху. Городище Жайык стояло на участке Великого Шелкового пути. Конечно, он не был по уровню как Отрар, Сауран и другие крупные города, но тоже играл свою роль в экономической и социальной жизни. Это был караван-сарай, где можно было поменять лошадей, отдохнуть. А благодаря удобному географическому расположению в городище останавливались караваны и из Европы, и из Азии. Судя по тому, что мы находим на городище, сюда попадало много товаров и технологий из Европы и Азии, и можно утверждать, что городище находилось на одном из ответвлений Великого Шелкового пути. Пусть он не стоял на главной трассе, но также выполнял важные социально-экономические функции. Здесь в любом случае останавливались караваны, и это объясняет такое разнообразие находок, представляющих разные страны, – отметила старший научный сотрудник областного Центра истории и археологии Яна Лукпанова.

 

В числе артефактов городища – изразцы из малого и большого мавзолеев, оформленных наподобие культовых мест Туркестана. Изразцы украшены узорчатой синей глазурью из кобальта, который добывался из органических соединений. По словам Яны Лукпановой, зеркало было найдено в одном из погребений, ученые предполагают, что это китайский импорт, так как в Поволжье, Приуралье, Европе такие зеркала неизвестны. Стеклянные бусы производились везде, теоретически их могли изготовить и здесь, и в Сарайчике, и в Европе. Сохранились прясла, которые до сих пор есть и у некоторых наших бабушек. С их помощью делали шерстяные нити. Очень интересно синее прясло – его сделали из осколка изразца.

 

 

Кубуры – керамические трубопроводы для воды и отопления. Кубуры использовались и в банях, пол укладывался из кирпичей в шахматном порядке, по нему прокладывались кубуры, и когда работала топка, вода грелась, а дым через подполье уходил наружу, и полы всегда были теплыми. Есть версия о том, что эта система пришла к нам из Китая.

Очень много было найдено хумов (на снимке представлены черепки). Это высокие сосуды в человеческий рост, внизу в них прокалывали отверстие. Хумы устанавливались в погребах, с зимы в них закладывался лед, а на него клалось свежее мясо. Когда лед потихоньку таял, вода через отверстия вытекала наружу, а мясо всегда оставалось свежим и пригодным в пищу. Это был аналог современной морозильной камеры. Были хумы для сыпучих продуктов, они отличались рельефными орнаментами. Так как в погребе было темно, человек по орнаменту на ощупь мог опознать хум и определить, что за продукт в нем хранится.

Дермен – жернов для помолки зерна. В казахской традиции до сих пор ими пользуются, особенно в сельской местности.

 

Артефакты – светильник, сфероконус и бытовая посуда хумча.

 

Для гостей было инсценировано театрализованное представление с участием артистов областного драматического театра имени А.Н. Островского и казахского драматического театра имени Х. Букеевой, воплотивших образы картографов Франциско и Доминико Пиццигани, современника городища, ученого Пигалотти, рассказавшего о Шакафшике, а также купцов из дальних стран, посетивших городище с караванами.

 

 

 

В рамках программы «Рухани жаңғыру» запланировано создание музея под открытым небом «Городище Жайык».

– Сюда нужно будет приезжать на целый день, чтобы ознакомиться со всем богатством и великолепием Жайыка. Согласно проекту, можно будет опуститься внутрь кургана, ознакомиться с подкурганным пространством, гончарной мастерской, кирпичеобжигательной печью. Также запланировано создание этнографической деревни, где будут представлены и раннежелезный век, и эпоха бронзы, но главное внимание будет уделено Средневековью, городищу с его кварталами. Нужно финансирование, так как при выделении средств это можно будет реализовать практически. Городище Жайык внесено в перечень сакральных мест Казахстана, и мы надеемся, что эта мера станет новым импульсом для создания музея под открытым небом. Благодаря этому городище Жайык может стать флагманом развития внешнего туризма в нашей области, – сказала старший научный сотрудник областного Центра истории и археологии Яна Лукпанова.

– Городище нас впечатлило, очень приятно, что в Уральске придается большое значение охране памятников. Мы рады побывать здесь в рамках работы форума, впечатления весьма приятные. Мы многое почерпнули из вашего опыта, некоторые инициативы хотим применять у себя, – отметила заведующая отделом этнографии Павлодарского историко-краеведческого музея имени Г.Н. Потанина Шолпан Абыкешова.

Галина САМОЙЛОВА

Фото автора

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале