Наследие Абая – духовное богатство
10 августа 2020

Наследие Абая – духовное богатство

Олжас Сулейменов: Абай - учитель казахского народа
10 августа 2020

Олжас Сулейменов: Абай - учитель казахского народа

Профессия врача – это подвиг
10 августа 2020

Профессия врача – это подвиг

Выплату 42 500 казахстанцы смогут получить на электронный кошелек
10 августа 2020

Выплату 42 500 казахстанцы смогут получить на электронный кошелек

В Казахстане не зарегистрировано фактов преднамеренного заражения людей коронавирусом - МВД
10 августа 2020

В Казахстане не зарегистрировано фактов преднамеренного заражения людей коронавирусом - МВД

Без маски как без рук
10 августа 2020

Без маски как без рук

24.07.2020, 19:40
Просмотры: 248
Развивая в детях чувство прекрасного

Учитель технологии и художественного труда фигура в школе не особо значимая. Это происходит от того, что предмет не входит в программу ЕНТ, а значит, не влияет на показатели школы, ее рейтинг. Он носит как бы прикладной характер – поделки учеников служат украшением школ, в том числе в виде грамот, полученных по итогам различных выставок. А ведь учителя художественного труда в своем подавляющем большинстве люди творческие. В отдаленных селах - творческие в «квадрате».

IMG_20200720_143341_resized_20200721_024104447-1

Они при минимальных возможностях добиваются хороших результатов. Одним из таких учителей является Галина Мигитко из Первосоветской СОШ.

Стать учителем она и не думала. После школы уехала в город Куйбышев (ныне Самара), где окончила политехникум связи. Но не суждено ей было стать связистом – она вернулась домой, чтобы ухаживать за заболевшим отцом. Искала в селе работу. Устроилась в школу. Работала делопроизводителем, лаборантом, техничкой и не думала, что школа – это на долгие годы.

Работая лаборантом, «выдавала» для проведения школьных вечеров музыкальную аппаратуру, хранящуюся в лаборатории. Стала принимать участие в организации конкурсов, викторин для этих вечеров. Начала вести танцевальный кружок.

Работа с детьми увлекла, поэтому и поступила заочно в педколледж на предмет технология, трудовое обучение. Почему именно на него? Сама она ответить на этот вопрос затрудняется. Может, он более легким показался, а может быть судьба подтолкнула, тем более что вскоре объединили в один предмет технологию и художественный труд.

Рисованием никогда не увлекалась, так в детстве на уровне баловства, то в девичий альбом что-нибудь нарисовать, то просто от нахлынувшего желания. А тут пришлось заняться по серьезнее. Выяснилось, что есть оказывается и зрительная память, и творческое мышление, и, самое главное, желание. Заинтересовалась, увлеклась.

В колледже получила азы знаний по многим видам прикладного искусства и техники работы, затем, уже в институте, теоретические знания воплотила в практические навыки, выполняя самостоятельно задания, курсовые работы.

И вот начала работать учителем. Планы, задумки в полной мере воплотить не удалось, слишком уж мало часов отводится художественному труду.

- Программа настолько сжата, что можно только ознакомить с видами прикладного искусства, техниками, а вот на практические занятия не остается времени. Большинство ребят с удовольствием занимаются, но на уроках мало что удается, - говорит Галина Валентиновна.

А ведь учитель технологии должен развивать в своих учениках творческое начало, сделать так, чтобы ребенок захотел сделать что-то своими руками, чтобы и сам процесс был интересен, иначе все будет напрасно и увлечение останется мимолетным. Да и дети предпочитают домашние задания, которые выполнить быстрее и легче. Тем более, что для сложных работ нужен контакт с педагогом, своевременная подсказка, исправление того, что не получается, одобрение и простая похвала. Только так появятся навыки и способность к самостоятельной работе.

Вот тут и пришел на помощь Центр воспитательной работы, в котором одним из направлений деятельности является декоративно-прикладное творчество. Г. Мигитко организовала кружок и пригласила ребят. Желающих оказалось достаточно. Интересуюсь:

- Наверное, занимаются только девочки?

- Почему? Есть и мальчики. Вот видите гобелен? – показывает она рукой на гобелен с лебедями, размещенный среди работ кружковцев на небольшой выставке в сельском клубе. – Этих лебедей выткал мальчик. Я заметила, что в начальных классах мальчики не меньше девочек хотят вязать, шить, вышивать. Потом этот интерес пропадает, чтобы поддержать его я приглашаю их в кружок.

Работают кружковцы в разных жанрах прикладного творчества. Гобелен, различные виды вышивки, вязание как крючком, так и на спицах, бисероплетение, аппликация и другие. По словам педагога, ребята редко сами придумывают сюжеты для работ, предпочитают воспользоваться понравившимися им открытками, картинами, рисунками. Но и в этом случае есть возможность для развития творческих способностей. Готовый рисунок ил фотографию нужно адаптировать под гобелен, под необходимую цветовую гамму, иногда зависящую от наличия пряжи и ее цветов.

- Дети, перенося рисунок на полотно, часто спрашивают: «А можно здесь нарисовать вот так, а здесь так?». Я стараюсь, чтобы они не просто копировали, а вносили что-то свое, развивали воображение. Не все, что красиво смотрится на фотографии, будет также красиво смотреться, например, на гобелене. Поэтому мы сначала разберем рисунок, вместе представим как он будет выглядеть и адаптируем его.

- Если ученик захочет что-то сделать в новой технике или виде прикладного искусства, а вы в этом виде еще не работали, то как поступаете?

- Вначале делаю сама. Отмечаю тонкости и особенности. Затем объясняю детям. Это лучше, чем объяснять по картинкам, не каждый может представить, как делать по схеме или рисунку.

- Где берете материал для работ?

- Материал для работ приобретаем сами. Если родители поддерживают увлечение своего ребенка, то покупают материалы. Но не все семьи могут позволить себе лишние расходы.

- А реализовывать работы не пробовали?

- Пробовали. Девочки вязали игрушки, нашлись покупатели. Но это не часто случается.

- Бывает так, что ученики превосходят своего учителя?

- Думаю, да. Иногда у ребят получается очень красиво.

- Для себя, для души что-нибудь делаете?

- В основном время нахожу зимой. Вышиваю, декорирую, делаю гобелены.

- Как вы думаете, пригодятся ли ваши уроки ребятам?

- Надеюсь, что да. В жизни много чего может случиться, поэтому много чего нужно знать и уметь. Надеюсь, что мой труд, старания не прошли даром и в дальнейшем чем-то помогут ребятам. Мне самой нравится то, чем занимаемся и я хочу, чтобы этому научились и дети, чтобы в них было развито чувство прекрасного.

Николай Берендяев