13.02.2017, 10:25
Просмотры: 232

Разъяснения к 26-ой статье Конституции РК

Screenshot_2017-02-13-10-47-29-1Разъяснения по предлагаемой проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» редакции пунктов 1 и 2 статьи 26 Конституции РК.


 

Проектом закона, вынесенным Главой государства на всенародное обсуждение, предлагается внести изменения в статью 26 Конституции, пункты 1 и 2 которой излагаются в следующей редакции:
«1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.
2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.».

Почему такая поправка предложена?
Во-первых. На территории Республики Казахстан наряду с гражданами страны могут находиться и проживать иностранцы и лица без гражданства.
При этом законодательством и международными соглашениями установлен порядок и условия нахождения иностранцев и лиц без гражданства на территории Казахстана (соблюдение визового режима, миграционного законодательства и т.д.).
Безусловно, что пребывающие в стране лица могут иметь в собственности, как движимое (деньги, ценные бумаги и т.д.), так и недвижимое (здания, сооружения, многолетние насаждения и т.д.).
Это имущество может быть использовано в любых, не противоречащих закону целях – в личных целях, для осуществления предпринимательской деятельности.
В этой связи, не случайно, действующая редакция пункта 4 статьи 26 Конституции также устанавливает, что «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности…».

Данная норма, предусматривает возможность наличия в частной собственности у каждого любого законно приобретенного имущества.
Казахстан, как любое цивилизованное, современное государство, должен обеспечивать защиту прав и законных интересов, как своих граждан, так и иных лиц, находящихся на ее территории.
В чем выражается такая защита. Для этого надо обратиться к Гражданскому кодексу, который устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания прав; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; взыскания убытков; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами.
К примеру, если у иностранного туриста, посещающего казахстанские достопримечательности, украли деньги, фотоаппарат и др., то государство должно принять соответствующие меры по возврату похищенного и установлению лиц, совершивших хищение.
Наряду с этим, государство, предоставляя гарантии защиты права собственности, вправе требовать от собственника, в том числе иностранного, чтобы принадлежащее ему имущество служило общественному благу. Об этом сказано в пункте 2 статьи 6 Конституции.

Во-вторых. Предложенная в пункт 1 статьи 26 Конституции поправка не означает, что иностранцы и лица без гражданства вправе иметь в собственности любое имущество в Республике Казахстан. Это не так. Конституционные гарантии распространяются только применительно к законно приобретенному имуществу.
Критерии законности приобретения имущества установлены Конституцией и законодательными актами. Если имущество приобретено незаконным путем, то соответствующая сделка по его приобретению будет считаться недействительной, а имущество должно быть изъято.
Так, законодательными актами установлен целый ряд ограничений по имуществу, которое не может находиться в собственности иностранцев и лиц без гражданства. Такие запреты и ограничения, в частности, установлены в области средств массовой информации и телекоммуникаций.
Такой запрет распространяется и на земельные участки сельскохозяйственного назначения, поскольку Земельным кодексом установлен однозначный прямой запрет на возможность продажи земель сельхозназначения иностранцам и лицам без гражданства.
Поэтому, государство не будет гарантировать для лиц, не являющихся гражданами Казахстана, право владения, пользования и распоряжения вышеуказанным имуществом, и в первую очередь, земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, будут приниматься меры по их изъятию из неправомерного владения.

В-третьих. Вопросы оборота земель регулируются в Конституции отдельной статьей 6, которая проектом Закона не меняется. Поэтому замена в пункте 1 статьи 26 Конституции слова «граждане» на слово «каждый» не влечет изменение действующего правового режима права собственности на землю.
Так, согласно пункту 3 статьи 6 Конституции «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основания, условиях и в пределах, установленных законом». При этом, пределу и условия частной собственности на землю установлены Земельным кодексом. А земельным кодексом установлен однозначный запрет.
Никоим образом не отменяется предложенными поправками и действие введенного Главой государства моратория на применение отдельных норм земельного законодательства. Этот мораторий в соответствии с Указом от 6 мая 2016 года будет действовать до 31 декабря 2021 года.

Таким образом, предлагаемые поправки в статью 26 Конституции усиливают гарантии неприкосновенности права частной собственности, предусматривая, что не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале