26.12.2019, 16:53
Просмотры: 508

Сакральные места ЗКО - мавзолей Даулеткерея

В Казахстане по поручению Первого Президента страны составлена  карта сакральных мест, которые в перспективе смогут привлекать туристов и паломников, как из Казахстана, так и из-за рубежа.

даулеткерей
По Западно-Казахстанской  области предложено внести в карту семь объектов.

Один из них - мавзолей Даулеткерея.

Мавзолей известного кюйши - композитора, основателя лирического направления в искусстве кюев находится в 3 км от с. Хан Ордасы на родовом кладбище. Высота - 7,8 м, диаметр - 4,5 м. Автор и скульптор памятника -  К. Демисинов.

Произведения великого кюйши Даулеткерея Шыгайулы описывают общественный взгляд, философию жизни и историю народа. Он родился весной 1820 года в богатой семье в ауле Орда тогда Внутренней орды. Его отец - хан Бокеевской орды Шыгай воспитывал сына как будущего султана.

Даулеткерей стал свидетелем народно-освободительного восстания казахов под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова и полностью поддержал их. Свои впечатления он изложил в кюе  «Жигер».

Науша Бокейханов, исполнивший более 50 его кюев, оставил много сведений о Даулеткерее. В детстве Даулеткерей учился мусульманской грамоте у муллы. Также говорил по-русски, умел по-русски читать и писать. Есть сведения, что Даулеткерей с детства был знаком и с европейской музыкой. Он хорошо играл на русской балалайке, гитаре и мандолине.

В 1855 году он стал членом делегации на торжествах по случаю коронации царя Александра II. В этой поездке он увидел много того,с чем доселе в жизни не сталкивался. Услышал произведения европейских композиторов в исполнении симфонического оркестра.

В 1861 году Даулеткерея назначили правителем рода в Кызылкурт, там он через год встретился с «отцом» кюев - Курмангазы. Это стало самым ярким событием в жизни композитора.

Кюи Даулеткерея «Топан» и «Жигер», выражавшие стремление народа к свободе, вместе с тем отражали раздумья человека, много выстрадавшего в жизни, мужественного, сдержанного, серьезного. О кюе «Жигер» собиратель казахских народных произведений А. Затаевич писал: «В этом кюе звуки превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. Это произведение, написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение».

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице в Instagram и нашем Telegram-канале

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале