19.09.2017, 11:25
Просмотры: 41

В прокуратуре ЗКО обсудили предлагаемые реформы в уголовное законодательство

IMG_9051Сегодня в стране широко обсуждаются предлагаемые реформы в уголовное законодательство, направленные на повышение эффективности защиты конституционных прав граждан, оказавшихся в орбите уголовного преследования. Этой теме был посвящен круглый стол, который провела областная прокуратура.


Участников круглого стола – депутатов, представителей судейского корпуса, адвокатского сообщества, руководителей государственных, правоохранительных органов, также неправительственного сектора –приветствовал прокурор области Сапарбек Нурпеисов.

Разъясняя цель предстоящей модернизации системы уголовного преследования, он отметил, что данные международного рейтинга по Индексу верховенства права в уголовном правосудии свидетельствуют об отсутствии прогресса в Казахстане по таким индикаторам как: эффективность расследования, своевременность принятия решений, отсутствие коррупции, соблюдение законности и прав обвиняемого. Это послужило серьезным поводом для разработки в стране новых концептуальных походов, и в законотворческий процесс были вовлечены все ведомства, деятельность которых связана с системой уголовного преследования.

IMG_9059Изучив опыт стран, в том числе СНГ, которые занимают лидирующие позиции в вышеназванном международном рейтинге, межведомственная рабочая группа заимствовала их основные принципы ведения уголовного процесса. В частности – рациональное управление уголовным процессом и бережное отношение к государственному бюджету.

Подробно о предлагающихся нововведениях в уголовном законодательстве проинформировал заместитель прокурора области Александр Цуранков. В своем заместитель руководителя надзорного органа рассказал о складывающейся практике уголовного процесса в Грузии, где адвокаты наделены правом проводить осмотры места происшествия, опрашивать лиц, назначать экспертизы и так далее. То есть, участвовать во всех следственных действиях.

Грузинские адвокаты вправе обязать через следственного судью органы уголовного преследования предоставлять им необходимые материалы для экспертизы; на любой стадии уголовного процесса получить доступ к доказательствам, которые орган расследования планирует предоставить суду.

Таким образом, защитникам обвиняемых должны быть предоставлены все имеющие доказательства, как обвинительного характера, так и оправдательного.

В свою очередь следователи имеют право получить доступ к материалам адвоката.

– В этой процедуре есть одна особенность: те материалы, которые были сокрыты сторонами в ходе такого обмена, в суде признаются недопустимыми, – подчеркнул А.Цуранков.

Изучив опыт Грузии и других стран, таких как Эстония, Англия, Франция, члены межведомственной рабочей группы разработали концептуальную основу дальнейшего развития системы уголовного преследования, и состоять она будет из пяти направлений.

Первое: содержание под стражей будет носить исключительный характер и применяться будет лишь в случаях, когда другие меры использовать невозможно. Важный фактор – соразмерность высокой общественной опасности совершенного преступления.

Содержание под стражей за экономические преступления в концепции рассматривается нецелесообразным. В сфере экономической деятельности эта суровая мера будет применяться лишь в отношении организаторов членов преступных групп и сообществ, также в других исключительных случаях.

Сроки и обоснованность дальнейшего нахождения человека под стражей будут находиться под строгим судебным контролем. Кроме того, срок доставления человека к судье для проверки законности его задержания и решения вопроса о применении к нему меры пресечения предлагается сократить с 72 до 48 часов.

Также пересматривается перечень оснований, когда орган расследования может по собственной инициативе задержать человека. Как отметил заместитель прокурора области, это сократит риски оказания давления и пыток.

В уголовно-процессуальное законодательство предлагается ввести норму, обязывающую перед водворением человека в места временного содержания, проводить обязательное медицинское освидетельствование. При этой процедуре должны присутствовать независимые медицинские работники, возможно, даже по выбору задержанного.

Второе направление: повышение состязательности уголовного процесса, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов (о чем говорилось на примере Грузии).

Третье: упрощение процедур расследования и обеспечение экономичности процесса. Речь идет о создании особого порядка расследования уголовных проступков по аналогии с административным производством. Рассматривается возможность использовать элементы приказного производства, которые эффективно применяются в Эстонии.

– Здесь важно взаимодействие с судом. Именно суд определяет структуру уголовного дела, какие документы нужны, а какие не обязательны. Поэтому, принимая во внимание оптимизацию процесса, уже сегодня мы, совместно с другими ведомствами,  вырабатываем шаблоны дел и объемы доказательств, выбрасывая из них все лишнее. То есть, избавляемся от бюрократии, –  сообщил Александр Цуранков.

Четвертое направление концептуальной основы дальнейшего развития системы уголовного преследования: дальнейшее расширение судебного контроля за досудебной стадией. Это означает передачу в исключительную компетенцию суда санкционирование принудительное освидетельствование и всех негласных следственных действий, ограничивающих права человека.

Пятое направление, и, по мнению прокуроров, одно из ключевых: исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.

Александр Цуранков обратил внимание, что в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством  санкционировать залог и принудительное получение образцов могут прокурор и судья, а составлять обвинительный акт и прекращать  уголовного дела вправе, как органы расследования, так и надзорный орган. Спикер сообщил, что предлагается полномочия по санкционированию залога и принудительного получения образцов передать исключительно суду, а правом составления обвинительного акта и прекращения уголовного дела, где есть подозреваемые лица, наделить исключительно прокурора.

– Исключение такого дублирования позволит четко разграничить и персонализировать ответственность, – считает заместитель руководителя областного надзорного органа.

Участники круглого стола пришли к единому мнению, что предлагаемая реформа уголовного процесса является  новым этапом проводимой политики по обеспечению верховенства права. Большая работа в этом направлении проведена в рамках практического исполнения Плана Нации, инициированного Главой государства.

Саида ТУЛЕГЕНОВА

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале