24.04.2018, 9:10
Просмотры: 101

Жалпакталский театр поставил пьесу «Он төрт»

IMG_8076В драматическом театре имени Островского Жалпакталский народный театр им. М. Гумарова Казталовского района поставил пьесу по одноименному роману Мунайдара Балмолды «Он төрт. Жалпақталдағы жалын».


 

Надо отметить, что работа над романом велась в течение двух месяцев, а в его содержании отражены принципы первого направления «21 ғасырдағы ұлттық сана туралы (О национальном самосознании в ХХІ веке)» стратегической статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Когда в селе презентовали книгу Мунайдара Балмолды «Он төрт Жалпақталдағы жалын», аким Казталовского района и директор культурно-досугового центра Жаннат Калиулы Мухаммед попросили режиссера народного театра Нурлана Шаканаева поработать над романом, дать ему жизнь на сцене, и он согласился. Нурлан Шаканаев работал шофером в доме культуры, позднее – заведующим и когда в далеком 1981 году режиссер театра переехал в другой район, его временно попросили заменить. Это «временно» протянулось до пенсии. В 2005 году он поступил заочно в колледж, где преподавал Мукангали Туманов.

– Когда я читал книгу, у меня уже появились задумки, и я уже начал представлять, как все это будет. Времени мне дали совсем мало, поэтому на полноценный спектакль его не хватило, да и хороший сценарист нужен. Были трудности, так как роман многоплановый, очень много мест действий, события разворачиваются в нескольких местах одновременно, и их очень трудно связать на сцене. Поэтому появилась идея с журналистом, которая читает отрывки из произведений и служит связующим звеном и объясняет что, где, когда происходит и почему, – сказал Н. Шаканаев.

Пьеса повествует о событиях, произошедших в Жалпактале в 1940-41 годах, о жизни и героическом подвиге сельской молодежи. Организацию «Союз защитников казахского народа» создал и возглавил доблестный Губайдолла Анесов. Дядя Губайдоллы Анесова был тяжело болен, и перед смертью завещал любимому племяннику запрещенные книги движения Алаш, которые он спрятал от вездесущей Советской власти. Он рассказал о том, как истребляют интеллигенцию, вдохновил Губайдоллу на борьбу за нацию, за независимый Казахстан. Губайдулла поступает в Уральский пединститут, рядом с ним его единомышленники, друзья. Все шло хорошо до того момента, пока в их ряды не был подослан шпион от НКВД.

На жалпакталской сцене пьеса длилась 45 минут, но в постановку, представленную на сцене драматического театра имени Островского, режиссер решил добавить еще два действия – сцену про типографию и переименование Фурманова в Жалпактал. Трудность состояла и в том, что сами актеры не профессионалы, а любители. Это простые работники театра, среди них – сторож, шофер, оператор, электрик, методист.

– Сам я по натуре режиссер-диктатор. Если в профессиональном театре актеру дается некоторая свобода на свою трактовку образа, и он играет так, как понял, здесь я не мог этого позволить, так как это любители, у них просто есть талант и огромное желание играть. Поэтому, я диктовал им свое видение, и все было именно так, как я все это задумал, – рассказал Нурлан Шаканаев.

Арайлым Беккалиева

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале