2.09.2016, 10:29
Просмотры: 139

Потомки Маулимберли

maulimberli 04В прошлом году посчастливилось взять интервью сразу у двух потомков Маулимберли Байшеркешулы. Одна из них внучка, второй – правнук. Однако в суете буден не удалось даже отписать информацию об этих интересных встречах. После актюбинских кровавых событий стало понятно, что современному обществу нужно знать роль таких исторических личностей, их вклад в историю страны, обнародовать их багаж знаний. Ведь известно, что главным орудием колонизации казахов был отрыв от национальных корней, от традиций, религии, уклада жизни. Не секрет, что в советский период грамотных и образованных казахов, в том числе имамов, мул, верующих и авторитетных людей, клеймили как врагов народа и подвергали гонениям. И участившиеся в последние годы случаи религиозной безграмотности, кровавые теракты на почве религиозного радикализма – результат этой многолетней слепой политики. И актюбинские события показали, что такие религиозные фанатики могут представлять опасность национальной безопасности страны. 

Детальное изучение жизни наших легендарных предков, опередивших свое время глубокими религиозными и светскими знаниями, восстановление исторических связей поколений, занятие просветительской деятельностью выходит на повестку дня. И одна из таких исторических личностей нашего региона – Маулимберли Байшеркешулы. 


MaulimberliДо сегодняшнего дня при упоминании имени Маулимберли многие сразу же скажут про кладбище Маулимберли в Акжаикском районе близ села Базартобе и действовавшие там мечеть и медресе. Многие годы мы не могли прочитать кулпытасы на данном кладбище, лишь в 2014 году ученые во главе с доктором исторических наук Института востоковедения имени Р.Б. Сулейменова Аширбеком Муминовым раскрыли нам эту тайну. И расшифровка ученых помогла прояснить, что отец Маулимберли, он сам, его дети и ученики были образованнейшими и передовыми людьми своего времени, обладавшими истинными религиозными знаниями. У наших постоянных читателей должна быть на памяти статья в газете «Орал өңірі» в №88 от 7 августа 2014 года «Кладбище Маулимберли – место упокоения ученых», где рассказывалось об итогах экспедиции по исследованию кладбища. Тогда ученые внесли предложение о создании отдельного государственного проекта по изучению судеб личностей, захороненных на кладбище Маулимберли, и призвали всех потомков, людей, владеющих какой-либо информацией по ним, обращаться в редакцию. Предложения ученых были услышаны, принят в работу трехлетний проект по изучению эпиграфических памятников Западно-Казахстанской области. В рамках данного проекта в прошлом году профессор Аширбек Муминов вместе с другим видным ученым Багдатом Дуйсеновым совместно с местными краеведами полностью описали и сфотографировали все кулпытасы на кладбище Маулимберли и близлежащем захоронении Каракога. Сейчас ученые работают над изданием сборника по данным памятникам, все материалы переведены на три языка.

Были разысканы и потомки личностей, погребенных на данных кладбищах. В их числе довелось встретиться с единственной на сегодня живой внучкой Маулимберли Саруар аже и правнуком Уахит ага, хранящим у себя дома бесценную реликвию – трость Маулимберли. Сегодня предлагаем вниманию читателей отрывки из интервью с потомками великого Маулимберли, образованнейшего для своего времени человека, видного по тем временам ученого, учителя, обучавшего детей в медресе при мечети, трижды совершившего хадж в Мекку.

14063787_10207596992822682_1939311194557909677_n Саруар  әже  – долгожительница  рода

По словам Саруар Газезкызы, она – дочь младшего сына Маулимберли Газеза, родившегося в 1880 году и скончавшегося в возрасте 103 лет в 1983 году. Сама она родилась в 1931 году. У Маулимберли, по сведенияи из книги К. Ахметова «Кіші жүз Асқар», было восемь детей: Кажыгали, Ныгыметолла, Зинолла, Габдрахман, Халиолла, Бакыт, Габдос, Газез.

– Из детских воспоминаний помню, что до войны, мне тогда было 7-8 лет, мы часто переезжали, немногословный отец все время чего-то опасался и таким образом спасал семью. Мы жили в Куйбышевской области, Уфе, Татарстане, Буругурслане, – начала свой рассказ аже.

На одном из кулпытасов, прочитанных в прошлом году на кладбище Маулимберли, было сказано, что надгробный камень установлен в честь двух сыновей Маулимберли – Кажыгали и Абдурахима (видимо Габдрахмана), умерших в 1919 году в возрасте 50 и 44 лет. Смерть двух образованных и передовых людей в самом расцвете сил наталкивает на мысль, что они стали жертвами политического режима того времени. И вдвойне понятно, почему Газез в свое время так много переезжал, спасая своих домочадцев.

saruar maulimberli– В 1939 году нас всех насильно загнали в созданный колхоз «Кызыл акырап», если не ошибаюсь, сегодняшний Северный район, совхоз «Победа», рядом было село Пушкино. В 1940 году сначала брата, потом отца оттуда призвали в армию. Мама Мугилсин Тасмагамбеткызы, после ухода отца и старшего сына в армию, призвала нас всех к себе и сказала: «Знайте, дети, мы родом не из России, мы из Тайпака. Имя вашего деда – Маулимберли, вы – его внуки. Ваш отец – самый младший сын Маулимберли. Мы вынуждены были бежать из родного села в Россию, потому что отца обвиняли в том, что он сын молды. Ваш дед дважды совершил хадж в Мекку. Собираясь в третий раз в паломничество в Мекку, он взял с собой младшего брата Сергали, завещав ему похоронить себя там, так как знал, что завершит свой земной путь. Так и случилось, Сергали похоронил Маулимберли ата в Мекке.
Саруар аже рассказала, что трость Маулимберли хранится в доме правнука Уахита. Ее привез из Мекки брат деда Сергали. Она долгое время хранилась у ее отца, но после того, как на Газеза начались гонения, трость была оставлена в покидаемом доме, о ней никто не знал. Лишь в 1964 году, когда умерла свекровь Саруар аже, приехавший из Атибека человек по имени Жусупкали (Кара молда) сказал, что сохранил трость Маулимберли. Газез привез ее.

– Как Вы можете описать внешность Маулимберли, не помните, как его описывали взрослые? – спросил у Саруар аже. Она рассказала такую занимательную историю.

– Не было таких разговоров. В 1949 году, помню, приснилось мне, что в дом вошел среднего роста старик в чалме и чапане и сказал: «Не грусти, дочка, будет знатный урожай в этом году, знатный». Вижу, как будто вышла вслед за ним и никого не увидела. Далее во сне отец мне говорит: «Это твой дедушка был». В том году, и, правда, уродился хлеб.

Была тогда маленькая, не придала значения сну. Карим ата (сын Сергали, брата Маулимберли), придя к моей матери, поругал ее за то, что она не придала должного значения сну дочки. «Она будет одной из долгожительниц нашего рода, которая будет всегда почитать нашу память», – сказал тогда дед Карим.

В прошлом году вновь приснился сон. В нем мне был голос, который произнес имена Кабдолмажит, Кабдолкаят, Мугилсин Тасмагамбеткызы. Все они уже ушли из жизни. Кабдолмажит и Кабдолкаят – сын и дочь Маулимберли, Мугилсин Тасмагамбеткызы – моя мама. И, действительно, я до сих пор, наверное, живу по милости Аллаха, чтобы исполнить долг перед родом и поминать всех предков в своих ежедневных молитвах, – говорит Саруар аже.

14054992_10207596995182741_6028946943154728222_nХранитель  трости Маулимберли – Уахит  ага

Меня зовут Уахит. Отца моего зовут Насыр. Отец Насыра – Калиолла, отец Калиоллы – Маулимберли. Я правнук деда Маулимберли. В Мекку в третий свой хадж Маулимберли ата выехал зимой, взяв с собой еще четырех человек на одной телеге. Для приготовления еды в путешествие также были включены члены двух семей, для пропитания паломников были выделены отара овец и 25 волов. До Мекки добрались в мае, совершили паломничество по всем канонам. После завершения Курбан айта делегация выехала обратно, однако в скором времени Маулимберли скончался. Брат вернулся в Мекку и похоронил Маулимберли там. Его останки до сих пор в Мекке. Чапан, коврик для совершения молитвы, трость были вручены младшему сыну Газезу по возращении из паломничества.

Газез скончался в возрасте 103 лет в 1983 году. Недолго болел. У него была привычка носить только сшитую вручную одежду. Он был очень грамотным, мудрым человеком, носил длинную белую бороду. Настрадавшись во время гонений, Газез ата предпочитал ничего не говорить об отце и его делах.

До своего ухода дед Газез передал моему дяде по материнской линии Кажиахмету на хранение трость Маулимберли со словами: «Когда придет время, передашь эту трость сыну Насыра Уахиту. Он самый достойный из нашего рода для этого. Он на праведном пути». Мой дядя жил по соседству с дедушкой Газезом, ухаживал за ним в последние его годы жизни.

Дядя Кажиахмет скончался 17 мая 2000 года. 15 мая он призвал меня к себе и сказал, что трость Маулимберли принадлежит нашему роду и что я должен буду взять ее после его ухода. Сын дяди Алдан передал мне ее после 17 лет хранения реликвии в своей семье. С тех пор трость деда Маулимберли хранится в моем доме как святыня. После того, как трость была мне передана, я оповестил об этом Сараур апа, дочь деда Газеза и его внука Кайыржана.

14068271_10207596998822832_9169757782395976934_nМаулимберли – центр  науки

После того, как изучение эпиграфических памятников нам удалось поставить на системную основу, предоставилась возможность перевести все надписи на три языка и ввести их в научный оборот. В рамках реализуемого научного проекта историк Жанибек Исмурзин привез из архивов Оренбурга и Уфы редкие документы и готовит большой исследовательский материал про Маулимберли и его потомков. Недавно потомки Маулимберли дали большой поминальный обед в честь прадеда на его могиле. Во главе этого праведного дела стоял сын Саруар апа Карим. На поминальный обед съехались потомки всех тех, кто упокоен на кладбище Маулимберли. Даже из России люди приехали.

Жанибек Исмурзин рассказал собравшимся о судьбе и вкладе в историю края отца Маулимберли Байшеркеша и его сына Кажыгалиулы. Старшее поколение его слова приняли очень тепло, многие даже всплакнули.

Побывав на данном мероприятии, мы услышали от всех ее участников интереснейшую лекцию про историю родного края. Родственники Маулимберли показали места, где располагались мечеть и медресе, восстановленные по рассказам старших рода. Эти места – живые свидетельства того, что наши предки не были бесцельно кочующими по долам и весям безграмотными степняками, а имели соответствующее образование, широкий кругозор, были патриотами своей земли и своего народа, ставили высокие идеалы выше собственных интересов. И поэтому необходимо установить памятный знак, что эти места были центром образования и науки того времени. В будущем просто необходимо на государственном уровне браться за данную работу, чтобы на карте современного Казахстана были обозначены центры науки и образования прошлого, как символ многовековой культуры и  истории нашего государства.

Жантас НАБИОЛЛАУЛЫ

www.zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале