8-707-808-48-55
16.01.2020, 15:35
Просмотры: 118
Бессмертие Абая пронесем через века

«...Я никогда раньше не слышал о казахах. А теперь знаю их хорошо, знаю, потому что читал на английском языке чудесную книгу Мухтара Ауэзова. В самом деле, какой прекрасный народ – казахи! И как прекрасно написано о нем в романе «Путь Абая». Я от души завидую вашему счастливому народу, а вас, Мухтар Ауэзов, поздравляю с бессмертным произведением».

Бенджамин Матип

Одной цитатой камерунский прозаик Бенджамин Матип выразил свою любовь к героям романа «Путь Абая». Абай — великий поэт, философ, просветитель, основоположник казахской письменной литературы, народный заступник. Абаю приходилось жить и творить в трудное и сложное время. Степь кипела и перерождалась из-за усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету... И им суждено было дать чудесный плод, имя которому – Абай!

2020_01_09_abay

Абай — сын богатого и алчного феодала Кунанбая. Когда он вернулся в родной аул, отец пытался приобщить его к своим делам. Как посланник Кунанбая, Абай объезжал аулы и выполнял веления отца. В этих поездках  видно что у Абая есть все задатки, чтобы стать таким же прославленным баем как отец, но совсем не того порядка, какого ждал и требовал Кунанбай. Ведь Абая не интересуют власть ради власти, личное благополучие и благосостояние в ущерб интересам справедливости и правды. Наверняка Абай стал таким из-за любви к чтению. Автор пишет, что он любил читать восточные произведения. Также влияние на становление взглядов Абая оказали его бабушка Зере и мать Улжан, нежно любившие мальчика. Они хотели, чтобы Абай был достойным человеком, прививали ему положительные качества. Когда к ним в аул заехали известные акыны, мать уговорила их остаться на месяц, чтобы порадовать этим Абая. Абай с трепетной любовью относился к своему народу. Он не желал мириться с миром беззаконий и преступлений, не устраивали его и многие жестокие патриархальные законы.

Но при всем величии поэзии Абая, всемирном признании приходиться с сожаленьем отмечать, что далеко не все молодые сельчане прочитали книгу «Путь Абая». Молодые люди неуверенно отвечают на вопросы, касающиеся гениального произведения Мухтара Ауэзова. И это при том, что в библиотеках нашего Казталовского района работают коворкинг-центры, проводятся книжные выставки и мероприятия. Ни для кого не секрет, что интерес к литературе ослабевает под воздействием интернета. А ведь за время, бесцельно проведенное в соцсетях, можно было прочитать роман-эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая» с пользой для себя. И обогатить свой словарный запас и глубже познать культуру своего народа, его быт.

Великий Абай предвидел роль духовного возрождения нации в переломные моменты в истории. Когда в 19 веке на смену феодальному строю пришел капиталистический, в сознании людей началась деградация. Кругом царили алчность, жадность, мещанство как пережитки капиталистического строя. Именно тогда трибун и глашатай русского реализма Николай Чернышевский задал свой вопрос: «Что делать?» в знаменитом романе.

Такой период переживал и великий гений Абай. Пройдя через это испытание, Абай указал верный путь к духовному возрождению. В настоящее время, в эпоху цифровизации, круто меняется сознание людей, их мировоззрение. Мы пройдем через этот тернистый путь, если будем следовать философскому учению великого гения и сохраним культурное достояние нации. Ведь неспроста французский писатель Луи Арагон дал высокую оценку роману «Путь Абая» и назвал его одним из гениальных произведений ХХ века.

Диана Баксык,

Казталовский район

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице в Instagram и нашем Telegram-канале