15.05.2020, 18:09
Просмотры: 156
Дорога, у которой нет конца

Дорога в селе Казталовка на протяжении длительного времени становится объектом пересудов и обсуждения. На страницах газеты от 3 июля 2019 года за № 26 была опубликована статья «Жолдың жыры елдің мұңына айналды». 

200421105639560e

Тем, кто читал эту статью, эти фотографии с ухабами и ямами на дорогах, покажутся знакомыми. Наверняка, читатели будут крайне удивлены тому, что капитальный ремонт по срокам должен быть завершен, а получается еще вилами на воде писан. Так вот, на самом деле на фотографии запечатлены улицы Тәуелсіздік, А.Оразбаева, С.Даниялова, Желтоқсан, С.Датова, Ы.Сауанова села Казталовки после так называемого ремонта. Не успели сельчане обрадоваться новому покрытию на улицах осенью прошлого года, как весной предстала неприглядная и жуткая картина. Это не первый такой случай в райцентре, в позапрошлом году я наблюдал нечто похожее, но тогда еще теплилась в душе надежда, что ситуация исправима. Дело в том, что в прошлом году руководитель районного отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Ислямов заверил в том, что работы по ремонту улиц производятся на  должном уровне.

– Что касается проблем, которые вы поднимаете, то в прошлом году подрядная организация ТОО «Бірлік» заасфальтировала 3,1 километра улиц Тәуелсіздік, Желтоқсан, А.Оразбаевой, С.Датова, Ы.Сауанова, С.Даниялова, на 1,1 километра проложила тротуары. Но в связи с некачественным выполнением работ мы отказались принять ремонт и перевести дорожникам средства. В связи с этим подрядчик залатывает «черные дыры» на асфальте. Если на этот раз история повторится, мы будем вынуждены обратиться в соответствующие органы, – сказал  Нуржан Ислямов.

После слов Нуржана Ислямова я вспомнил, как в октябре 2018 года прораб подрядной организации Мухаммед Оразметов рассказывал об используемой технологии покрытия асфальтом членам наблюдательной группы при партии «Нұр Отан».

– В соответствии со стандартом мы закладываем на дороги 15 см смеси гравия с песком, 15 см щебня, а затем сверху 6 см гудрона. Щебень везут из областного центра, а гудрон из Жанибека. В связи с погодными условиями низ покрытия на улице Ы. Сауанова растаял, а на поверхности появились трещины. Эти помехи мы заново исправляем. Несмотря на то, что состав почвы в данной местности неважный,  мы даем трехлетнюю гарантию по окончании работ, –сказал прораб.

Со слов дорожника, все упиралось в плохой состав почв. Теперь, по истечении определенного времени, я решил воочию убедиться, что работы ведутся должным образом и совершил пешую прогулку по вышеназванным улицам, состояние которых вызвало общественный резонанс. Каково же было мое удивление, когда я не застал на месте ни одной техники, ни одного рабочего подрядной организации, ТОО «Бірлік». Пришлось сфотографировать опустевшие улицы и позвонить бригадиру по имени Арман.

– Капитальный ремонт, который мы проводим уже неделю, пришлось приостановить, так как мы ждем доставки гудрона из областного центра. Что касается качества, то дело в том, что ремонт начался осенью, – таков был ответ бригадира. Теперь о дорожных работах можно было только мечтать. Наверное, и наши далекие предки мечтали об этом, когда преодолевали большие расстояния на лошадях по ухабам и ямам? А каково будет нашим детям и внукам шлепать по лужам в век цифровизации?!

Мой профессиональный долг не позволил мне молча наблюдать за ситуацией и я начал журналистское расследование. Как выяснилось, отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог подготовил проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу и объявил конкурс по госзакупкам на веб-портале goszakup.gov.kz. Каждый гражданин имел доступ к информации. Проектная стоимость составила 230 млн. 256 тыс 670 тенге, подрядчика по госзакупкам определили способом из одного источника. В итоге тендер по капитальному ремонту внутрисельских дорог выиграла подрядная организация ТОО «Бірлік» ЖШС. Но по непонятным для нас причинам мечты сельчан о благоустройстве территорий не сбылись. То ли техника подвела, то ли сами дорожники оказались некомпетентными в своем деле, сказать очень трудно. Для своего оправдания дорожники нашли самые разные причины: и погодные условия неважные, и почвы здесь скудные, только вот сами они идеальные. Работы, начавшиеся осенью, завершились до первых морозов, зато весной мы увидели неприглядную картину: трещины и изломы кругом. Поэтому неудивительно, что вышеупомянутый отдел, в данном случае заказчик отказался принять «выполненные» работы, от которых улицы оказались в убогом и ветхом состоянии. Тогда я решил ознакомиться с технической характеристикой шести улиц нашего села на веб-портале goszakup.gov.kz. Уличные дороги оказались IV категории. Это значит, что строили их из дешевых стройматериалов, без особых затрат и старания. Это в двух словах, простым языком я выразил мысль, которая скрывается за бесконечными цифрами в документации.

Когда ситуация начала проясняться, мне пришлось вновь обратиться в отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Но каково было мое разочарование, когда я узнал о смене руководства. Нового руководителя беспокоить было бесполезно, так как он только что приступил к своим обязанностям. Единственное, что мне удалось узнать: заказчик подал в суд в 2019 году на подрядчика, ТОО «Бірлік» за невыполнение обязательств по дорожным работам и отказался перечислить 5 процентов по договору, так как работы не были завершены. К тому же нас весьма огорчила новость о том, что крайним оказался руководитель вышеназванного отдела, т.е. истец. Мало того, что суд не удовлетворил требований истца в силу того, что он упустил срок обращения, т.е. обратился несвоевременно, заведомо зная о факте нарушения. Закончил дело аудитом и бесконечными проверками работы отдела, впоследствии наложением штрафов на вышеназванного руководителя. Чтобы разузнать как можно больше о подрядной организации, я стал искать информацию в соцсетях. Выяснилось, что ТОО «Бірлік» зарегистрировано с 1998 года в Уральске и занимается строительством жилья и производством асфальтобетона. Возглавляет строительную организацию Бауыржан Молдахметов. Компания с 2015 года известна организациям области не столько по специфике своей работы, сколько по судебным тяжбам. ТОО «Бірік» прогремело в судах и в качестве ответчика, и в качестве истца 78 раз. Эту информацию я получил на сайте fa-fa.kz. Вся загвоздка в том, что заказчик вступил в договор с подрядчиком, не считая нужным проверить его репутацию. Узнав об этом, я связался по телефону с дорожниками. Как говорится, все шло «по сценарию». Но на этом все завершилось, так как ни рабочий номер, ни мобильный не ответил. Все телефоны были выключены. Так завершилось ни с чем мое журналистское расследование. Суть дела заключается не в том, чтобы обвинить или разоблачить кого-то, а в том, чтобы найти выход из создавшегося положения. От того, что кого-то накажут или привлекут к ответственности, ситуация не улучшится и дорога, наверняка, останется ветхой, как была. Тем более, в нашу задачу не входит обвинять в бездействии отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, который столько сделал хорошего за истекший период. Если даже не брать во внимание дороги республиканского значения, то с 2018 года в селах Жалпактал, Жанажол проведен качественный капитальный ремонт въездных и внутрисельских дорог. К примеру, в прошлом году завершен ремонт въездной дороги в село Жанажол и выездной дороги из села Жалпактал, также 3 улиц протяженностью  7,5 км. На 4 улицах заложили тротуары. Эти работы качественно выполнило ТОО «Айдана». В 2019 году в селе Жалпақтал заасфальтировали 2,6 километров дороги и заложили 1,9 километров тротуара, так преобразились улицы С.Датулы, И.Масалиева, К.Мендалиева и И.Мендиханова. Кроме того, покрыли асфальтом 1,4 километра въездной дороги в село Жанажол. В список реализации инфраструктурного проекта в рамках программы «Жұмыспен қамту жол картасы» на 2000 год в селах Казталовка и Жалпактал вошли реконструкция и капитальный ремонт внутрисельских автодорог. Стоимость проекта 1 млрд. 342 млн. 422 тыс тенге. Будем надеяться, что наши мечты воплотятся в реальность, а история с дорогой без конца, которую мы сегодня описали, больше не повторится. Самое главное, чтобы не полетели на ветер казенные бумажки по пыльному бездорожью, подавляя надежду на счастливое будущее наших детей.

Кайрат Жакып

Новости по теме Другие новости