11.12.2020, 13:11
Просмотры: 488

Инклюзивное образование: равные возможности

Инклюзивное образование — включающее образование. В переводе с английского «inclusion» — «включение».

20201211_125154

Инклюзивное образование дает  право равного доступа к качественному образованию всех детей, в том числе детей, имеющих проблемы здоровья и трудности социальной адаптации в обществе.

Цель внедрения инклюзивного образования - обеспечение прав детей с особыми потребностями на образование, изменение общественного мнения в отношении  детей с особыми потребностями, социальная адаптация и коррекционно- педагогическая поддержка данной категории детей.

Что дает внедрение инклюзивного образования детям? Это полноценное образование, понимание  обществом проблем  инвалидности,  уверенность в себе, общение со сверстниками, воспитание отзывчивости и понимания со стороны детей без инвалидности,  социальная адаптация и интеграция в общество. Тенденция включения детей с особыми потребностями в обычные школы является ведущим ориентиром образовательной политики нашей страны и показывает успешность процесса обучения детей совместно с другими сверстниками, не имеющих особых потребностей, в организациях системы образования.

В настоящее время в Теректинском  районе для детей с особыми образовательными потребностями созданы  необходимые для развития и обучения условия, включая психолого-педагогическое сопровождение и оказание индивидуальной, коррекционной поддерки дефектологами и логопедами на местах.

20201211_125249

О работе с особыми детьми нам рассказала методист отдела образования Теректинского района Гульнара Асауова:

- В Теректинском районе зарегистрированы, согласно заключениям Региональной психолого-медико педагогической консультации, 560 детей с особыми образовательными потребностями.  Из них 128 - дети-инвалиды.  Детские сады и школы посещают 76 детей-инвалидов.  В специализированных школах города Уральск обучается  22 ребенка, на индивидуальном обучении – 27. К сожалению, 7 детей школьного возраста не подлежат обучению по причине  болезни.  422 ребенка или 86 % из общего числа детей с особыми образовательными потребностями получает коррекционную поддержку в школах и детских садах нашего района.

С целью реализации Государственной программы образования на 2020- 2025  годы, а так же для  обеспечения  прав на образование детей с особыми образовательными потребностями в Теректинском  районе действует 12 классов   коррекционно-развивающего обучения (№ 1 Подстепновская  СОШ  и Чаганская  СОШ, №1 Федоровской СОШ, Акжайыкская  СОШ) с общим охватом 69 детей.

Для детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения, в п. Федоровка действует кабинет психолого-педагогической  коррекции. Здесь обучаются 34 ребенка, и  коррекционную поддержку детям  оказывают 7 специалистов.

С целью ранней  коррекции детей с нарушением речи в районе работает   3  логопедических пункта - СОШ им. Есенжанова, в Сары Омире,  в двух школах  п. Подстепное:  средней школе  № 1 и казахской ОСОШ.  В них  получают помощь специалиста-логопеда  66 детей.  Кроме этого,  в школах и детских садах,  с целью  оказания индивидуальной, коррекционно-развивающей  поддержки детей с особыми образовательными потребностями работают 26 логопедов и 27 дефектологов. Специалистами составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка для восполнения пробелов в обучении и коррекции нарушений.

20201211_125208

- С каждым годом увеличивается доля  школ, создавших  условия для внедрения  инклюзивного образования,  в этом году  году  этот показатель составил  28 школ или 75%    от общего количества школ. Инклюзивное образование в нашем районе развивается, расширяется и сеть специальных организаций. С  2012 года работает инклюзивный кабинет в детском саду «Байтерек» в п. Подстепное и Кабинет поддержки инклюзии на базе  Подстепновской ОСОШ №1,- говорит Гульнара Лукпановна.

Деятельность кабинета поддержки инклюзии на базе Подстепновской ОСОШ №1, организованной по инициативе фонда  Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы с целью  поддержки  детей с особыми образовательными потребностями в развитии, в рамках реализации  Государственной программы образования  на 2020-2025 годы и Дорожной карты,    направлена на организационно-методическое и консультационно-информационное сопровождение организации образования в процессе реализации инклюзивной практики,  проведение индивидуально-развивающей работы с детьми.

20201211_125141
Здесь за каждым ребенком (по рекомендации ПМПК) закреплен педагог-ассистент для оказания помощи детям,  нуждающимся в индивидуальном сопровождении в классе и  на учебных занятиях. Организована «Школа для родителей», где  родители получают консультацию  по вопросам обучения, воспитания детей и включения их в образовательный процесс в качестве полноценного партнера. Также в кабинете поддержки инклюзии с детьми работают логопед, дефектолог, психолог. Все педагоги,  задействованные в работе ресурсного центра (Кабинета инклюзивной поддержки) прошли курсы повышения квалификации и имеют специальное дефектологическое образование.

Работа с особенными детьми ведется не только в плане образования. Также ведется работа  по интеграции и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в развитии.

Это большая работа включает в себя организацию кружков, творческих мероприятий, где особые дети могли бы раскрыть свои возможности. Например, у нас в районе дети ждут и готовятся к ежегодному фестивалю «Жұлдызай» для детей с особыми образовательными потребностями. В рамках  республиканского фестиваля проходят  конкурсы поделок и рисунков, творческие смотры.  «Жұлдызай» открыл теректинцам таких одаренных детей, как Тастенова Светлана, Сатыбалдиева Динара, Байков Дмитрий, Оралбаев Әділхан, Бахтияр Кабуов, Лунара Сарсенгалиева, Алан Шмит, Аружан Исаева, Карина Шукова, Айрика Жумалиева, Алибек Галиев,  Сауле Ярлгазова и др.

Благодаря инклюзивному образованию и социальной адаптации дети могут раскрыть свои таланты, расширить знания, завести друзей. Многие родители детей с особенностями в развитии опасаются, когда их ребенок идет в обычную школу, с обычными детьми. Боятся они психологического дискомфорта, насмешек и издевательств в отношении их детей. Но, как показала практика, инклюзивное обучение полезно и тем, и другим. Горящие глаза и стремление к знаниям «особенного» и трепетное отношение к более слабому товарищу у «обычного» ребенка доказывает – «включению» – быть!

Камелия Карекесова,
Теректинский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале