21.11.2019, 19:10
Просмотры: 716

С нетерпением жду новых полетов, чувства высоты - Дидар Байкадамов

Профессии пилота всего чуть больше ста лет, но с первых дней, как только человек оторвался от земли и совершил управляемый полет, этих отважных людей всегда окружал ореол смелости, решительности и гордости за свое дело.

pilot)

Наш земляк-аксаец Дидар Байкадамов работает вторым пилотом воздушного судна МИ-8Т в авиакомпании «Euro-Azia Air».

– Как все мальчики в то время, в детстве мечтал стать космонавтом, но не думал, что буду пилотом. Работа интересная, мне нравится управлять воздушным транспортом. Когда бывают свободные дни, с нетерпением жду новых полетов, чувства высоты, – делится пилот.

Родился Дидар Аблаевич в с. Лубенка Шынгырлауского района. Со временем семья переехала в г.Аксай. После школы он поступает в Актюбинское высшее военное авиационное училище на грант. Окончив училище в 2002 году, получил специальность «Летная эксплуатация воздушного транспорта».

Чтобы поступить в летное училище нужно иметь большое желание и, конечно же, хорошее здоровье. По словам Дидара, большинство абитуриентов не прошли именно медкомиссию, которая была всесторонней. Даже сейчас, уже работая пилотом, они регулярно проходят медосмотр, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

В 2005 году свой путь в небо Дидар Аблаевич начал в г.Уральске в компании «Беркут ЗК».

PRIKOL (1)

– В училище у нас не было практики за штурвалом самолета. В то время практику проходили платно. Около 3000 долларов стоило количество часов практики, необходимых для доступа к работе пилота. Заключив контракт с компанией «Беркут ЗК», я прошел у них практику и проработал там 3 года, – рассказывает наш пилот.

Для пилотов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства. Профессия летчика подойдет тем, кто не имеет никаких проблем со здоровьем, влюблен в небо и готов усердно учиться, ведь пилотам приходится учиться всю жизнь. Удостоверение пилота необходимо подтверждать каждый год. Если по каким-то причинам пилот не летал больше 5 лет, ему нужно заново учиться.

Как рассказывает Дидар Аблаевич, каждый год они сдают экзамены, не считая летне-весенние и осенне-зимние периоды. Каждые полгода сдают экзамен в городе Омске (РФ), на высокотехнологичных тренажерах-симуляторах, на которых все рычаги и кнопки как за штурвалом самолета. Искусственно создается чрезвычайная ситуация и пилоту необходимо предприняв правильное решение, доказывая свой профессионализм, удачно выйти из сложившейся ситуации.

Контролировать с десяток приборов одновременно, удерживая курс, высоту, следя за температурой, топливом, давлением, оборотами и множеством других датчиков не так-то просто. Возможно поэтому управляют самолетом два человека. Первый пилот сидит слева, второй пилот – справа. Взлеты и посадки совершают вместе. Как правило, пилоты договариваются, чтобы один вел самолет в одну сторону, а другой – в обратную. Тут происходит естественное разделение обязанностей: один ведет самолет, второй следит за показаниями приборов, настраивает и осуществляет радиосвязь. Но необходимые важные решения принимает первый пилот – он командир экипажа, и ответственности у него больше.

– Пилот должен быть в аэропорту за 1,5 часа до вылета, где он получает полетную документацию, изучает погодные условия вдоль маршрута, определяется с количеством топлива и прочими техническими деталями. Проводит обход, изучает журнал, в котором фиксируется все дефекты, если были таковые, информация об их устранении. Далее он проходит медосмотр. Здесь проверяют давление, самочувствие пилота, не употреблял ли он наркотики и алкоголь. Если все нормально – можно идти на борт. Когда рейс международный – пилот проходит таможенный и пограничный контроль, – объясняет Д. Байкадамов.

Опыт в авиации измеряется в часах налета. У Дидара Аблаевича большой опыт, около 3500 часов налета, и он может даже по звуку определить, какой самолет пролетел.

PRIKOL (2)

– Каждый двигатель издает определенный звук. Мы учились по советской методике, проходили специальные предметы, изучали двигатель в разрезе, состав крыла, форсунок, электроники, хотя в работе пилота это не пригодится. Для этого есть механики, специалисты по приборам и каждый выполняет свою работу. Если взять зарубежную методику, то они все это проходят поверхностно. «Зачем учить то, к чему нет доступа», считают они. Каждый занимается своей работой, – рассказывает Д. Байкадамов.

В Академии гражданской авиации в г.Алматы Дидар встретил свою суженную, стюардессу Акмарал. Байкадамова Акмарал, получив специальность «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» устроилась в компанию «Air Astana» в г. Алматы. Он же в это время работал пилотом в г. Актобе. Большие расстояние и несовпадающие графики перелетов не помешали любви и созданию семьи. Сейчас они воспитывают сына и дочь.

– Выходя замуж за пилота, я знала на что иду. И когда праздники он не отмечает с семьей, из-за рейсов, я отношусь к этому с пониманием. У сына, я замечаю, уже вырабатывается решительность, уверенность в себе, умение найти выход из любой ситуации. В этом я вижу заслугу Дидара. Конечно, работа у него нелегкая. Но я, как работник этой сферы, знаю, что самолет – самый безопасный вид транспорта, – делится Акмарал.

Как отметила Акмарал, основная обязанность стюардессы – обеспечение безопасности пассажиров, организация эвакуации в случае необходимости.

– Самое главное уметь оказывать первую помощь, принимать меры при тушении пожаров, уметь даже принимать роды. Наша компания отравляла нас на обучение в Германию. Мы там отрабатывали виды специальной аварийной посадки на воду. А приветствовать пассажиров на корабле, предлагать напитки – это лишь дополнительная работа.

Жанаргуль Байганатова

Бурлинский район

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице в Instagram и нашем Telegram-канале

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале