В Чингирлауском районе проведено ОП
21 октября 2020

В Чингирлауском районе проведено ОП "Правопорядок»

91 пациент с коронавирусной инфекцией в тяжелом состоянии - Минздрав РК
21 октября 2020

91 пациент с коронавирусной инфекцией в тяжелом состоянии - Минздрав РК

Птицеводство развивается в Чингирлауском районе ЗКО
21 октября 2020

Птицеводство развивается в Чингирлауском районе ЗКО

Молодежь помогает пенсионерам в Сырымском районе ЗКО
21 октября 2020

Молодежь помогает пенсионерам в Сырымском районе ЗКО

Глава государства призвал казахстанцев принять ответственное участие в предстоящих выборах
21 октября 2020

Глава государства призвал казахстанцев принять ответственное участие в предстоящих выборах

В рамках месячника милосердия
20 октября 2020

В рамках месячника милосердия

25.09.2020, 12:36
Просмотры: 61
Школа начинается с директора

Младшая сестренка усаживалась рядом со старшими, когда они учились читать. Пусть сидит, лишь бы не мешала, решили родители. Она не мешала. Она внимательно наблюдала и, чуть шевеля губами, неслышно повторяла урок. К удивлению взрослых малышка научилась читать даже чуточку раньше старших. Вот это «чуточку раньше» подвигло ее на подсказывание: что и как надо делать. Видя это, отец с улыбкой сказал: «Ну, быть тебе, дочка, учителем».

Леонтьева1

Слова упали на благодатную почву. А тут еще в первом классе девочка попала «под крыло» Клавдии Ефимовны Прокофьевой - эталон учителя начальных классов - так о ней говорили знавшие ее педагоги. Она для детей была второй мамой. Как интересно было на уроках, а как после! До сих пор всплывают в памяти увлекательнейшие чтения «Незнайки» и «Четвертой высоты». Героиня последней повести Гуля Королева стала примером достижения целей в жизни и жертвенности во имя жизни. Все это укрепило в девочке желание стать учителем, игра «в школу» стала любимой.

История, литература – эти предметы стали в дальнейшем одними из любимых. Но особо место в учебе занял немецкий язык. Хотя он давался легко, а любимым не стал. Дело в том, что учитель немецкого упорно ставил ей четверки за письменные работы, хотя пол класса, особенно мальчишки, списывали у нее. То ли он наказывал ее за то, что давала списывать, то ли таким образом задевал честолюбие отличницы, лидера комсомольцев школы для дальнейшего углубления знаний.

Как бы там ни было, своего он добился. После окончания школы девушка поехала поступать в Педагогический институт им. А.С. Пушкина на факультет иностранных языков, в том числе чтобы доказать всем и себе в первую очередь, что немецкий она знает хорошо. Правда получилось так, что поступила «на английский», так как немецкий безвозвратно уходил из школ. В институте, кроме отличной учебы она проявляла свои лидерские качества в студенческой жизни.

По распределению попала в родной Зеленовский район. Районный отдел народного образования направил в Кушумскую среднюю школу. Вот и стала мечта девочки реальностью. Получение профессии и начало трудовой деятельности не всегда означает, что человек останется в профессии навсегда. Валентина Семеновна Леонтьева осталась и не только в профессии, но и в Кушумской школе.

Леонтьева2

В памяти навсегда запечатлелись картинки первой школьной линейки и, по какой-то неведомой причине, платье нежно бирюзового цвета, в котором была. Особо запомнился 6 «В» класс, в котором она стала классным руководителем, возможно потому, что больше классного руководства у нее уже не было.

Коллектив в школе, как принято тогда было говорить, сложился работоспособный. Атмосфера теплая. Директор школы Владимир Михайлович Драчев – пример для подражания и как учитель, и как администратор. Начались школьные будни. Красивая, обаятельная, дарящая каждому теплую улыбку молодая учительница пришлась по душе ученикам. В тоже время они быстро поняли, что за внешним добродушием таятся строгость и требовательность, которые всегда проявлялись в нужный момент, но никогда не были чрезмерными. А о том, как она вела английский, говорит то, что многие увлеклись предметом и впоследствии выбирали его при поступлении в вузы.

Вскоре она стала заместителем директора по внеклассной работе. Проводимые мероприятия отличались разнообразием и были интересны участникам. А вот в школьном коллективе, как на стекле от постоянного давления появились микроскопические трещины, грозящие расколом. Причиной этого стала череда смен директоров. Валентине Семеновне предложили возглавить коллектив.

«Мне двадцать девять лет. Зачем, думаю мне это надо. Команда сильная, многие намного опытнее меня. Много было сомнений, прежде чем согласилась занять должность», - вспоминает она. Свою роль сыграли качества лидера, проявлявшиеся еще в школе, развившиеся в институте и укрепившиеся уже здесь, в школе, главным из которых было чувство ответственность. Нельзя было допустить, чтобы наметившиеся негативные тенденции усугубились и стали негативно отражаться на качестве знаний учеников, на коллективе.

Леонтьева3

Чувство ответственности за чью-то судьбу, школу, село в дальнейшем стало неотъемлемой частью характера Валентины Семеновны. Привело ее в народные депутаты, к участию в различных комиссиях, к организации общественных мероприятий, будь то праздники или организация помощи сельчанам. Сколько проблем она помогла разрешить, сколько чужих бед пропустила через себя…

Коллектив ее назначение воспринял по-разному, большая часть как должное. На вопрос что главное в вашей работе как руководителя, многие начинают перечислять приобретенное оборудование, постройки и пристройки, введение каких-либо новшеств и это действительно важно. А вот Валентина Семеновна на этот вопрос не задумываясь ответила просто: «Главное было поддержать теплые отношения в коллективе, сохранить и развить добрые традиции и сделать так, чтобы ребенок в школе, чувствовал себя как дома».

И это притом, что ее руководство школой пришлось и на суровые девяностые, и на не менее сложные нулевые годы. Приходилось не только давать знания в непростых условиях, но и буквально спасать школу от замерзания зимой, от обветшания из-за долгого отсутствия ремонта. По ходу возникновения проблем становилась прорабом, сантехником, но при этом всегда оставалась женщиной с развитым чувством прекрасного – во дворе школы всегда цвели и цветут цветы. Если будете в Кушуме, взгляните на ограждение детского сада, который относится к школе. Оно напоминает разноцветные счетные палочки (были такие для обучения детей счету).

Кроме школьных вопросов, как депутату, приходилось решать еще массу других. В селе закрылось почтовое отделение – в школе выделили временное помещение для выдачи пенсий. Было время, что в селе оставался практически один телефон и он «раскалялся до красна» тоже в школе. Сколько приходилось оформлять различных документов, стучаться в различные инстанции, чтобы помочь людям вряд ли кто-то подсчитает. Даже когда она перестала быть депутатом, люди не столько по привычке, сколько по убеждению, что им помогут или, хотя бы попытаются помочь, шли к директору школы. Конечно, для всех невозможно быть хорошим, поэтому находились и те, кто жаловался, ведь любое решение всегда принимается в чью-то пользу...

Год назад в редакцию пришло письмо от педагогического коллектива Кушумской СОШ, посвященное 35-летию директорства Валентины Семеновны, в нем есть такие строки: «Директор – это очень сложная и ответственная работа. Если вы спросите: с чего начинается школа? И не ошибетесь, если скажите, что школа начинается с директора. Директор организует всю работу школы, именно он заряжает оптимизмом весь коллектив, заставляет поверить в свои силы. В нашей местности нет такого человека, который бы не знал имя нашего директора. Она для многих является авторитетом, человеком, с мнением которого считаются и просят совета». Это ли не лучшая характеристика ее как директора школы и как человека от коллектива, который она возглавляет.

Есть расхожее выражение – школа сильна своими выпускниками. Кушумская школа сильна ими. Они приходят на помощь во время акции дорога в школу, помогают с ремонтом и благоустройством родной школы, дарят подарки и, конечно, выражают искреннюю благодарность учителям и директору.

В этом году Валентина Семеновна собралась уходить на заслуженный отдых (уже несколько лет как она перешагнула пенсионный возраст), но аким района Марат Тогжанов попросил поработать еще один учебный год. Год не простой, так как начался он с дистанционного обучения и нужен человек, способный организовать процесс на должном уровне. Вот и приходится директору «осваивать новую для себя профессию айтишника». Тем не менее, и в этих условиях Валентина Леонтьевна считает, что «Главным было всегда слово учителя. Педагога никакая техника не заменит. Его авторитет всегда будет иметь особое значение».

Нельзя не отметить, что сейчас большая часть коллектива учителей состоит из выпускников школы, воспитанных на ее традициях. В этом тоже большая заслуга Валентины Семеновны Леонтьевой. А это означает, что традиции школы, поддерживаемые ей, будут продолжаться и развиваться.

Николай Берендяев,

Район Бәйтерек