30.07.2020, 16:54
Просмотры: 218

Будущее без барьеров

Под таким названием прошел круглый стол в медиахолдинге «Жайык пресс» с учатим руководителей общественных объединений, на котором были обсуждены вопросы с доступностью среды для людей с ограниченными возможностями, включающей в себя мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную составляющие. При этом о безбарьерной зоне можно только мечтать…

7a8673329_7934179-1

В настоящее время у нас существуют вопросы с доступностью среды для людей с ограниченными возможностями, не везде есть пандусы, нередко подъемники для инвалидов бракованные, тросы рвутся, страдают люди, нет подъемников у машин скорой помощи, очень мало инватакси, в автобусах не вытаскивают пандусы или они вообще отсутствуют.

Известный блогер, музыкант, писатель Жумабек Каражанов– инвалид 2 группы. Инвалидность у него приобретенная, после операции. Во время карантина он столкнулся с тем, что в поликлинике, где прописан, врачи работают, в основном, по лечению и профилактике коронавируса. В связи с этим, Жумабек больше месяца не может продлить свою инвалидность.

– Прием документов перевели на дистанционный режим. Для этого необходима флешка и нужно сканировать все документы. Хорошо, что для меня это не проблема, а как другие инвалиды? А если у человека нет рядом других людей, чтобы помочь? Я уже думать боюсь, что будет с такими людьми, если они заболеют коронавирусом, – сетует Жумабек. – Инвалидность у меня уже третий год, но еще до нее я обращал внимание как тяжело живется инвалидам в Уральске и не только. Как тяжело посетить им административные здания, магазины, салоны и другие общественные места без сопровождающего. Да просто погулять возле дома – большая проблема. Хотелось бы чтобы для людей с ограниченными возможностями существовала служба, которая помогала людям добираться до нужных им мест. В Уральске есть такие места, где колясочники и другие люди с ограниченными возможностями занимаются спортом. Но их туда надо доставить, а потом отвезти домой. Можно было бы открыть клуб для таких людей, где люди помогали проводить им мероприятия, чтобы инвалиды чувствовали, что они нужны государству и обществу. У многих из них, кроме спорта есть другие интересы, хобби. Можно выставки их работ устраивать, это была бы большая радость для них.

Председатель общественного объединения «Арба» Гульмира Батпанкулова считает, что для инвалидов жизненно важна физическая доступность. Гульмира с сожалением отметила тот факт, что практически во всех домах инвалиды годами не могут выйти на улицу из-за высокого порога подъезда, к тому же если нет лифта.

– Это очень актуальная проблема во все времена. Настолько все накипело, что охота сказать чиновникам, прокатайтесь несколько кварталов на инвалидной коляске, пройдитесь с закрытыми глазами с тросточкой для слепых, вот тогда дело сдвинется с мертвой точки. По-другому до властей не достучишься. Я понимаю, что кроме наших проблем, много других острых нерешенных вопросов социального плана, тем более в период карантина и всеобщей пандемии. Но все равно нужно думать в первую очередь о тех людях, которым приходится особенно тяжко, – сказала Гульмира. – Взять к примеру, простых людей, которые по истечении непродолжительного времени самоизоляции начали ныть, что им тяжело, якобы они не привыкли сидеть дома. Поднялся уровень бытового насилия. Но вы посмотрите на людей с ограниченными возможностями, они годами находятся в этой вынужденной самоизоляции. Но они не выходят на митинги, не требуют от властей, чтобы им сделали нормальные пандусы.

В ходе встречи стало известно, что в доме, который расположен по улице Абулхаир-хана и где проживает инвалид-колясочник Евгений Самойленко, старшая по дому собирает подписи у жильцов на заявление против установки пандуса для инвалидов первой группы. Жильцы требуют, чтобы Евгений вывел из дома отдельный выход для себя. Но на все это нужны немалые финансовые средства. Кроме того, жильцами был демонтирован имеющийся откидывающийся пандус, поручни которого были установлены на средства самого Евгения.

– Теперь у него нет возможности выйти на улицу, из родственников у него престарелая мама. Меня поражает, неужели наше общество до сих пор мыслит стереотипами. Нас всех с детства учили относиться помогать слабому, ставить себя на его место. Мы обратились в соответствующие госорганы, нам посоветовали обратиться в горакимат. Сам Евгений не хочет конфликтовать с жильцами, ведь ему еще жить в этом доме. Наша организация решила защищать его права в законном порядке. Пусть это единичный случай, но он показывает отношение нашего общества к таким людям, как мы, – рассказала Гульмира.

Члены круглого стола отметили, что пандусов, соответствующим всем техническим требованиям, с правильным углом наклона, у нас в городе нет. Даже в медцентрах, которые выигрывают тендера на оказывание медуслуг населению, даже у них ситуация с пандусами плачевная – их просто нет. Единственный медцентр, где есть пандус, но с неправильным углом наклона – эта клиника «Интертич». Для подъема и спуска на этот пандус требуется посторонняя помощь.  В ЦОНе, где вроде созданы более комфортные условия для инвалидов, перед входом на уровне пола установили решетку, в которую проваливается колесо инвалидной коляски.

– Мы всегда просим установить тактильную плитку в зданиях, которая показывает направление для незрячего человека. Попробуйте походить с завязанными глазами по комнате, ручаюсь, многие вещи вы попросту не сможете найти и дезориентируетесь в пространстве. Поэтому эти тактильные дорожки архиважны для инвалидов со зрением. Они смогут ориентироваться только по ним. Для них тоже неудобно каждый раз спрашивать в какой стороне находится уборная, они же не могут определить, кто перед ними, – сказала председатель общественного объединения «Арба». – Мы должны приспосабливаться к реалиям нашего времени, к существующим условиям, но и общество должно нам помочь. Никто не застрахован от инвалидности, я тоже жила обычной жизнью, пока не произошла авария, которая разделила ее на до и после. Я считаю, люди должны осознать, что мы такие же люди, как и они, со своими потребностями и мы тоже имеем право отстаивать их. Для нас маленький бордюр – уже неодолимое препятствие. Взять беременных женщин, они на определенный срок становятся беззащитными и уязвимыми в силу своего положения. И ей конечно же легче пройтись по пандусу, чем рисковать своим здоровьем, спускаясь по крутым ступенькам. Да и детскую коляску легче спустить по пандусу, чем по ступенькам. Есть люди, получившие травму, которые временно передвигаются на костылях или инвалидной коляске. Для них это тоже актуально. Бизнесмены открывают магазины, салоны красоты и не задумываются о том, что их клиентами могут быть люди с ограниченными возможностями. Возможно, если бы государство выделяло субсидии работодателям на расходы на установку пандусов и других приспособлений для инвалидов, ситуация была бы совершенно иной.

– Проблемы инвалидов может понять только человек, сам столкнувшийся с этим испытанием. Мой сын вел активную жизнь до аварии, после трагедии он замкнулся в себе, и я стала опасаться за его душевное здоровье. Ерлану всего 24 года и конечно, всем нам пришлось нелегко. Когда я его попросила выйти на работу, для него это был шок. Ерлан начал переживать, справится ли он. С тех пор как он устроился в ОО «Арба» программистом, многое изменилось. Он стал более открытым, начал улыбаться. Появились новые друзья, такие же как он, и он понял, что он не один. И отношение у него к своим коллегам, как к родственникам, – рассказала мама Ерлана Алтын Амирова.

Руководитель ОО «Байтерек» Меруерт Санкаева подчеркнула, что многие семьи рассматривают родственника-инвалида как дополнительный источник дохода и во многих случаях идет сильное ущемление прав и как человека, и как по признаку инвалидности, пола. И обычно человек уходит в себя и совершает попытку суицида.

– В области проживает более 24 тысяч людей с ограниченными возможностями, к тому же есть люди, которые не имеют статус инвалида, но причислены к первой категории по состоянию здоровья. Я считаю, что это большая цифра для одной области, – сказала Меруерт Санкаева. – Общество не осознает и не воспринимает проблемы инвалидов должным образом и считает их в какой-то мере иждивенцами. Каждый раз с боем отстаивать права таких людей утомительно и отнимает много сил и нервов. Но мы не сдаемся. Когда собираем средства на нужды инвалидов, люди буквально говорят нам в лицо: «Сколько вам ни дают, все мало». Меня удивляет позиция таких индивидуумов. Государство выделяет средства, но этого, к сожалению, недостаточно и к тому же распределение неравномерное. У нас очень низкий уровень выплат инвалидам. Взять, к примеру, сколько денег выделяется на реабилитацию прибывших из Сирии или на пособие многодетным семьям, безработным. Не хотелось бы никого не обижать, но у многих таких здоровых людей преобладает иждивенческое настроение. Практика показывает, что психика у здоровых людей намного уязвимее, чем у инвалидов. Мы просим руководство области выделить грант именно тем организациям, которые возглавляют сами инвалиды. Им больше всех понятнее их нужды. Вся проблема в том, что в нашем государстве нет реальной оптимальной программы поддержки людей с ограниченными возможностями. И нужно заняться этим вопросом людям, которые на себе испытали все сложности инвалидности.

Арайлым Беккалиева,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале