26.11.2021, 11:10
Просмотры: 419

Ценовое несовпадение: что нужно знать покупателям

Наверняка каждый потребитель, если он внимательный, сталкивался с ситуацией, когда на полках торгового объекта указывается одна цена, а на кассе ему пробивают другую. Как правило, цена в чеке бывает выше указанной на витрине.

4B1221DD-43FF-4683-BF32-5398955A1EA5

Нереальный ценник

Продавцы и руководство торговых объектов такие факты объясняют просто, мол, товары каждый день дорожают, и они не успевают менять ценники. Если покупатель настойчив, ему удается произвести возврат разницы в цене, в обратном случае (что не редкость) он уходит, не добившись возврата денежных средств.

Как рассказывает Эльмира Киматова, в департамент по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области потребители обращаются и по таким фактам. За истекший период с начала года в уполномоченный орган поступило свыше четырех подобных обращений: одно письменное и несколько – по телефону «горячей линии». Все обращения были в отношении субъектов крупного бизнеса.

– Как выяснилось, потребители выявили несоответствие цены, пробитой на кассе и указанной на ценнике при покупке пищевой продукции, а также бытовой техники, –поясняет руководитель департамента Эльмира Нуровна. – Разница в денежных средствах составляла от 150 тенге до 15000 тенге. По всем обращениям специалисты нашего ведомства предоставили  потребителям информационную и правовую помощь.

По словам Эльмиры Киматовой, согласно статье 24 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар по стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних либо внешних витринах торгового объекта.

В соответствии со статьей 447  Гражданского Кодекса РК выставление и демонстрация товара с указанием сведений о товаре (наименование, цена и другое) будет являться публичной офертой, то есть  предложением купить данный товар по указанной цене, – отмечает руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО. – Таким образом, покупатель вправе купить товар по указанной на ценнике цене и оправдание продавца, что работники не успели их поменять – не состоятельно.

Бывает и такое, что зачастую субъектами предпринимательства товар реализовывается вообще без указания цены, что также является нарушением потребительских прав граждан.

Как субъекты предпринимательства, так и потребители должны знать, что допущение продавцами вышеуказанных фактов влечет привлечение субъекта предпринимательства к административной ответственности, – говорит Эльмира Киматова. – Так, согласно статье 193 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», реализация без указания стоимости в тенге товара, оформленного ярлыком цен, либо реализация товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, а также указание цены не в тенге при его реализации на территории Казахстана на условиях публичного договора – влечет применение штрафных санкций к правонарушителю.

Как действовать?

А знает ли потребитель, какими должны быть его действия при возникновении подобной ситуации? Итак, выявлено, что цена на кассе отличается от той, что указана на ценнике. В таком случае потребителю необходимо пройти к витрине и сделать фото ценника с товаром, а затем обратиться к администрации торгового объекта с просьбой о возврате денежных средств.

Если устное обращение не приведет к разрешению вопроса, необходимо оставить претензию (заявление) по данному факту и обязательно зарегистрировать факт его направления, – поясняет Эльмира Нуровна. – Согласно статье 42-4 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан рассмотреть претензию и в случае несогласия с требованиями в течение 10 календарных дней со дня ее получения предоставить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.

Если претензия потребителя не удовлетворена, то он вправе обратиться в суд в отношении недобросовестного продавца, а также – с соответствующим заявлением в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о привлечении продавца к административной ответственности.

Департамент по защите прав потребителей ЗКО находится по ул. Сарайшык, 44/2 (здание управления координации, занятости и социальных программ ЗКО, 3 этаж).

Телефон горячей линии:

25-06-03, 50-00-44.

Как помочь покупателям?

– Специалисты департамента по защите прав потребителей помогают это сделать в досудебном либо в судебном порядке. Они оказывают содействие в направлении претензионного письма, ведь изначально покупатель должен обратиться с претензией к продавцу, а потом (если в течение 10 дней требование было не выполнено и руководство магазина не предоставило даже мотивированного ответа) – искового заявления, с которым он уже идет в суд.

Напомним, что в течение 14 дней потребитель вправе произвести возврат, замену при условии, что товар не был в применении. Если товар некачественный, то в рамках гарантийного срока (срока годности) нужно требовать, чтобы продавец произвел замену товара или возврат денег.

– Если товар не соответствует качеству, покупатель сначала идет к продавцу и просит произвести замену товара, возврат денежных средств, ремонт за счет продавца и прочее. Если же продавец не согласен с покупателем, он должен провести экспертизу и доказать соответствующее качество товара. Эта обязанность по законодательству возложена на продавца. Но, если экспертизой подтверждено несоответствующее качество товара по причине неправильного применения, а не в связи с наличием заводского брака, то продавец эти деньги может взыскать потом с покупателя.

Как вручить претензию продавцу?

– Претензия потребителя к продавцу вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца, если такой адрес ранее был указан продавцом.

– Продавец обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение 10 календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.

– Если в течение 10 календарных дней продавец письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, то потребитель вправе обратиться в уполномоченный орган, (государственные органы) осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей.

– Если обращение в уполномоченный орган не приведет к разрешению вопроса, то потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением в отношении недобросовестного продавца.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале