Гражданские права и свободы – почему эти понятия важны и куда обращаться, если они нарушаются? Почему важно повышать личную правовую грамотность и учиться отстаивать свои права? Об этом и другом читателям газеты «Приуралье» рассказала уполномоченный по правам человека по ЗКО Жанат Нурмагамбетова.
– Жанат Жандулаевна, что входит в компетенцию уполномоченного по правам человека?
– На государственную должность уполномоченного по правам человека назначает Президент Казахстана. В настоящее время этот пост занимает Артур Ластаев. Его представители есть в каждой области. Меня назначили представителем УПЧ по ЗКО в сентябре 2024 года. В мою компетенцию входит обеспечение государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения. Институт УПЧ призван содействовать в защите прав и свобод гражданина, восстанавливать нарушенные права, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы. Напомню, государством гарантированы равные права и свободы для всех граждан страны. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
– А на что делаете акцент в работе?
– Конституция Казахстана гарантирует право на жизнь, свободу передвижения, вероисповедания, свободу слова и творчества, труда и отдыха, защиту частной собственности, право на охрану здоровья, получение образования и другие. Всего в нашу компетенцию входит 40 мандатов, по которым мы должны работать – все, что касается фундаментальных прав. Акцент в работе направлен на защиту прав социально уязвимых слоев населения и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В том числе тех, кто находится в социальных и режимных учреждениях. Говоря о последней категории населения, стоит отметить, что к ним относятся не только преступники, отбывающие наказание в местах лишения свободы, но и пациенты психиатрических, наркологических клиник, социальных центров, воспитанники специализированных интернатов и т.д. То есть люди, находящиеся в заведомо уязвимом положении.
– С какими вопросами к Вам чаще всего обращаются?
– В основном, к нам идут если не могут решить свои проблемы в различных инстанциях. Зачастую к нашей юрисдикции некоторые обращения даже не относятся, но мы в помощи не отказываем. Был случай – бабушка приходила жаловаться на КСК. Ей счета приходили, хотя она исправно оплачивала все услуги. Задействовали городскую прокуратуру, разобрались. Было как-то обращение от граждан, вложивших деньги в долевое строительство. Там две категории граждан: те, кто не смог получить квартиры, и те, кто квартиры получил, но без документов. Компания проходит процедуру банкротства, и все активы, соответственно, заморожены. Проблему разбирали совместно с городским акиматом. Выработали алгоритм возврата и в конце декабря 4 гражданам уже были возвращены деньги.
– К Вам поступали жалобы от пострадавших после прошлогоднего паводка?
– Было несколько таких обращений. По разным причинам людям отказали в выдаче жилья взамен подтопленного. По словам обратившихся, их дома ремонту не подлежали. К примеру, уже после оценки комиссии пошли трещины фундамента, несущих стен. Люди жаловались, что в жилище сырость, появился грибок на стенах.
Сейчас мы пытаемся помочь одному мужчине – у него сложная ситуация. После смерти родителей ему полагалась доля в доме, но ближайшие родственники каким-то образом его этой доли лишили. Пока он отсутствовал, продали дом и теперь человек вынужден жить в подвале. Вполне приличный гражданин, не злоупотребляющий спиртным, оказался в такой непростой ситуации. Нанять хорошего адвоката ему не на что, мы сейчас разбираемся с его делом. В целом большая часть обращений к нам – это несогласие с приговорами судов, от осужденных, а также на этапе расследования уголовных дел. Хочу отметить, что жалобы на пытки не поступали.
– Вы посещаете режимные и социальные учреждения. Какие там чаще всего выявляют нарушения?
– Мы выезжаем не только в учреждения ДУИС, но в Центры оказания социальных услуг, медико-социальные учреждения, Центр ресоциализации, различные детские учреждения, школы-интернаты и колледжи. В одном из медико-социальных учреждений было выявлено, что нуждающиеся в психотропных препаратах пациенты вовремя не получали их. Это создавало дополнительную нагрузку на персонал – подопечные вели себя буйно. В другом учреждении обнаружили несоответствие срока годности лекарственных средств и другие нарушения. По нашему представлению было возбуждено два административных производства. 10 человек привлечены к дисциплинарной ответственности. Был также поднят вопрос о необходимости строительства нового Центра для ресоциализации, где находятся лица без определенного места жительства. Центром оказывается помощь людям без документов, тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Здание уже очень старое, там полная антисанитария. Сейчас разрабатывается ПСД, и в следующем году планируется строительство. Или, например, по итогам проверки МСУ для престарелых и инвалидов отмечены хорошие условия проживания, жалоб и нареканий от постояльцев не поступило. Наоборот, только положительные отзывы.
Жалобы, в основном, поступают из учреждений ДУИС. По итогам проверок выявлено несколько лиц, которые не получали медицинскую помощь в должном объеме. Например, после нашего вмешательства одному из осужденных была присвоена вторая группа инвалидности, теперь человек получает пособие и лечение. Также были защищены трудовые права лиц, содержащихся под стражей, которые не могли получить оплату за свою работу.
– Представители УПЧ также проводят работу по повышению правовой грамотности. В чем она заключается?
– Надо сказать, что правозащитная работа государства в последние годы значительно усилилась. Например, мы проводим праворазъяснительную работу со студентами вузов, колледжей, сотрудниками различных предприятий и организаций. В День защиты труда проводили лекции о разъяснении трудовых прав, а также опросы среди сотрудников на предмет нарушения трудовых прав в нескольких коммерческих организациях. Каждый гражданин должен знать свои права и уметь их отстаивать. В случае, если своими усилиями защитить права не получилось, мы окажем необходимую юридическую поддержку. К нам можно обратиться через сайт уполномоченного по правам человека РК. Все обращения обрабатываются аппаратом омбудсмена – Национальным центром по правам человека. Также можно обратиться к региональному представителю УПЧ по адресу: ул. им. Мухита, 50/1, здание департамента статистики ЗКО. Региональный представитель УПЧ направляет рекомендации в государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, должностным лицам, государственным служащим, обращается в уполномоченный государственный орган или к должностному лицу с ходатайством. Также мы вправе обратиться в суд.
Записала Евгения Максимова,
zhaikpress.kz