Накануне Международного Дня работников скорой неотложной медицинской помощи, который отмечается 28 апреля, мы встретились с фельдшером областной станции Асель Алексашкиной. Молодой специалист с семилетним стажем рассказала о том, какими чувствами руководствуется медицинский работник, призванный практически ежедневно спасать человеческие жизни.
По официальным данным, служба скорой медпомощи ЗКО состоит из городской станции в Уральске с тремя подстанциями и 16 районных отделений, оснащенных 91 единицей санитарного транспорта. 8 диспетчеров по области принимают поступающие на пульт «103» вызовы. Ежедневно, в каждую смену, на линию в ЗКО выходит до 43 медицинских бригад – 25 в областном центре и 18 – в районах. Наибольшее число обращений наблюдается, начиная с 18.00. В среднем, за месяц в Колл-центр поступает до 30000 вызовов. К слову, по приказу Минздрава РК все выездные бригады сейчас обеспечены диктофонами для регистрации аудиозаписей. Это было сделано с целью решения спорных вопросов при обращениях пациентов, а также для безопасности медработников.
О чем мечтала, к тому пришла
Фельдшер Асель Алексашкина – коренная уралочка. Изначально она связала свой выбор с ветеринарией. А потом, окончив ЗКАТУ им. Жангир хана с красным дипломом, все-таки решила поступать в Западно-Казахстанский медколледж на специальность «Лечебное дело».
– Если можно так выразиться, я «горела» этой профессией. Еще студенткой мечтала работать на станции скорой помощи и спасать людей. Врачи и фельдшеры в белых халатах мне всегда представлялись возвышенными личностями, наделенными особой миссией помогать больным: профессионалы, быстро и смело принимающие решения и готовые к любому повороту событий, – рассказывает собеседница.
Как любой «скоровик» – так называют себя работники станций скорых – она до мелочей помнит свое первое дежурство.
– Это был летний день, конец августа, наверное… Я новичком заступила на смену. Было страшно и любопытно одновременно. Меня на тот момент поставили как помощника фельдшера с 20-летним стажем. В свой первый день я столкнулась с утоплением человека... Помню чувство ползающих мурашек по коже. К такому привыкнуть непросто, оборвавшаяся человеческая жизнь – всегда трагедия и боль, – признается Асель Александровна.
Максимум знаний и ответственности
Когда человеку резко становится плохо, раньше других его осматривает фельдшер, которого еще называют «врач без печати». Это специалист, который проводит диагностику и ставит диагноз, предпринимает срочные меры и назначает лечение, сопровождает больного во время транспортировки. В медицинской иерархии фельдшер находится между врачом и медсестрой. Он получает среднее специальное медицинское образование, но в отличие от медсестры может ставить диагнозы и проводить лечение, а в сравнении с врачом фельдшеру – не хватает квалификации, поэтому он работает под его контролем. Эта работа довольна стрессовая и требует полной моральной и физической отдачи.
– Фельдшер должен обладать широким спектром знаний, быть подкованным во всем: уметь вести диалог, выслушать, где надо, поддержать пациента, уметь подстраиваться под него. Проще говоря, коммуникабельность в нашей работе – наше все! Безусловно, без прочных медицинских знаний в этом деле не обойтись. Фельдшеры должны уметь оказывать первую медпомощь в любых условиях и при любой болезни. Будь то ребенок, беременная женщина, пожилой гражданин. Так что при каждом вызове приходится перестраиваться, выступая в роли то акушера, то педиатра, то терапевта. И в каждом отдельном случае твои знания – основа основ – не должны подводить, – продолжает фельдшер ОССМП.
Самое важное, по словам Асель Алексашкиной, понимание того, что перед фельдшером находится человек, которому необходимо оказать медицинскую помощь, не навредив. Большое значение в проведении манипуляций имеют полученные знания и приобретенные навыки.
– Фельдшеры – это умелые руки, зоркие глаза, слышащие уши и умная голова, которые должны безупречно работать. В экстренной ситуации качество первоначальной медпомощи, включая правильную постановку диагноза, а потом уже и госпитализацию в стационар, зависит именно от фельдшеров. Они всегда должны быть готовы к исполнению своих обязанностей – в любую погоду и непогоду, – заключает Асель Александровна.
Быть профи непросто
Что касается тех случаев из практики, которые больше всего осели в памяти, то у фельдшера ОССМП ЗКО их не счесть.
– Помню, как впервые столкнулась с инфарктом, даже могу назвать фамилию пациента… По клинике все было именно так, как и описано в учебнике. 60-летний мужчина обливался потом, метался по комнате от боли, лицо стало бледное и угловатое. ЭКГ сразу же показало все признаки инфаркта. Наша бригада оказала первую медпомощь и доставила больного в стационар. Благо, все закончилось хорошо. Другой случай связан с женщиной такого же возраста. На подходе к ее квартире через приоткрытую дверь я уже слышала «бульканье» в ее легких. От удушья она не могла найти себе место. Ее тоже доставили в кардиологию… Или еще один, когда пенсионерку примерно 70-80 лет на тротуаре на заднем ходу сбила грузовая снегоуборочная машина. Удар был несильный, видимых повреждений не было, но пенсионерка сразу же упала. Мы оказали первую помощь и доставили пострадавшую в стационар. Тем не менее, ее даже не успели поднять в реанимацию, она умерла в приемном покое.., – вспоминает фельдшер.
Служба скорой помощи всегда находится в передовиках борьбы за жизнь и здоровье человека. Для ее медработников спасение человеческой жизни становится ежедневным трудом. И от оперативности сотрудников «скорой» и их профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба тех, кто оказался в беде. Есть в это непростой и ответственной работе, по мнению собеседницы, свои плюсы и минусы:
– Прежде всего, это профессиональное развитие. Мы не стоим на месте, постоянно и системно обучаемся, понимая, что глубокие познания медицинской науки обязательно пригодятся на практике. Благодаря этому хорошо развивается интуиция. К примеру, на подсознательном уровне я всегда понимаю, что пациент чего-то не договаривает или обманывает. К тому же в практической деятельности учимся преодолевать страхи, чтобы не возникало паники. Среди положительного и дружный коллектив станции скорой помощи ЗКО, без преувеличения ставший второй семьей. Минусы в работе, конечно, тоже присутствуют. Как без этого? И один из них – это риск, с которым постоянно сталкиваешься. К примеру, риск быть укушенным собакой на частном подворье, риск внезапной неприязни и агрессии со стороны неадекватных пациентов и их родственников. Хотя и со всем этим со временем учишься справляться, – говорит Асель Александровна.
Ее душевный огонек
Она уверена, что каждый фельдшер – сам творец своей профессиональной судьбы. Его без преувеличения можно назвать специалистом-универсалом, которому порою нужно выступать и в роли психолога.
– Фельдшер должен уметь провести любую медицинскую манипуляцию с целью облегчения состояния больного. При этом важно проявлять сочувствие и понимание к чей-либо боли, уметь сопереживать и желать прийти на помощь. Крики, порою агрессия со стороны пациентов, на мой взгляд, чаще связаны с тем, что они просто устали от боли. Это, своего рода, и есть призыв к помощи, – отмечает собеседница.
Ее работа требует от человека высокого уровня ответственности, умения в нестандартных и стрессовых условиях правильно и оперативно действовать.
– Однажды я принимала роды прямо на лестничной площадке, в пролете между этажами. Это были самые экстремальные роды в моей практике. А как-то ехала в такси, рядом сидела мама с маленьким ребенком, которого она постоянно кормила чипсами на протяжении всей дороги. Малыш подавился – мне пришлось применить прием Геймлиха. Это быстрая процедура оказания первой помощи при удушье, когда постукивают по спине между лопатками, удерживая ребенка на коленях, – рассказывает специалист «скорой».
По словам фельдшера Алексашкиной, работа в службе скорой помощи – это ежедневный, посменный, 12-часовой, самоотверженный труд, требующей готовности постоянно оттачивать свои знания и навыки и отдавать силы. Врачи, фельдшеры, медбратья и медсестры, водители «скорой» всегда возглавляли ряды самых благородных и отличались лучшими человеческими качествами и высочайшим профессионализмом. Именно они первыми кидаются в бой с болезнями, травмами и эпидемиями, как это было во время ковида. Данная профессия – одна из сложных в медицине, грозящих эмоциональным выгоранием. Но люди, преданные своему делу, долгие годы остаются в ней. Этого мы желаем и героине данной публикации – пусть ее внутренний душевный огонек во имя спасения жизней никогда не угасает!
Галина Каренских,
zhaikpress.kz