В рамках проекта «Качественное физическое воспитание в Казахстане» для учителей физической культуры в Уральске прошел обучающий семинар на тему продвижения политики качественного физического воспитания. Это первое мероприятие в цикле обучающих мероприятий, которые пройдут в шести городах Казахстана: Уральске, Костанае, Астане, Туркестане, Актобе и Алматы. В обучении приняли участие преподаватели физической культуры, сотрудники управлений образования, здравоохранения, туризма и спорта.
В 2023 году в Казахстане при поддержке Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Министерством просвещения Республики Казахстан и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры был запущен проект «Качественное физическое воспитание в Казахстане». Партнером выступил Национальный научно-практический центр физической культуры при Министерстве просвещения Республики Казахстан. Этот проект направлен на продвижение принципов качественного физического воспитания (КФВ), что станет важным шагом для укрепления здоровья нации и развития физической культуры среди молодежи. В рамках проекта уже были проведены встречи с более чем 500 специалистами по физической культуре в пяти крупных городах страны.
– Продолжая активно продвигать инициативы, заложенные в Политику КФВ, Региональный Офис ЮНЕСКО в Алматы особое внимание уделяет повышению профессиональных стандартов преподавателей физической культуры, внедрению инклюзивных методов обучения и принципов гендерного равенства. По итогам работы в прошлом году нами был подготовлен аналитический отчет «Анализ в сфере качественного физического воспитания в Казахстане» и разработана программа «Политика качественного физического воспитания в Казахстане», которые представили на семинаре. Качественную сторону в обучающих семинарах усиливает, в том числе, партнерство с Национальным олимпийским комитетом Казахстана, активно реализующим проекты в сфере физического воспитания. Кроме того, чтобы привлечь молодежь к принципам КФВ, в рамках семинаров организованы дополнительные сессии с членами клубов ЮНЕСКО и студентами, обучающимися на преподавателей физического воспитания, на которых перед молодежью выступают именитые спортсмены регионов. Эти встречи способствуют формированию культуры здоровья и повышению физической активности среди молодежи. В обучении приняли участие представители заинтересованных сторон как в офлайн, так и в онлайн-формате. В рамках данного обучающего семинара были проведены две сессии: как эффективно преподавать уроки физической культуры, а также включение гендерных аспектов и инклюзии в преподавание физической культуры, – отметил руководитель сектора социальных и гуманитарных наук регионального офиса ЮНЕСКО в г. Алматы Максат Байбеков.
Поддерживая инициативы ЮНЕСКО в области развития физического воспитания и обучения детей, Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан в области физического воспитания считает это важным шагом к улучшению качества образования и здоровья населения.
– Несомненно, физическая активность способствует улучшению здоровья, снижению уровня заболеваний и укреплению иммунной системы. Поэтому на этом этапе важно включать современные методы и подходы к физическому воспитанию, которые способствуют более эффективному обучению, обеспечив школы необходимыми спортивными сооружениями и инвентарем. Со стороны государства оказывается поддержка в реализации инициатив, направленных на развитие спортивной инфраструктуры и поддержку образовательных учреждений, повышение квалификации учителей физкультуры для внедрения новых методик и подходов. Качественное физическое воспитание также способствует формированию привычки к здоровому образу жизни у молодежи. Таким образом, поддержка физического воспитания в образовательном процессе является важной стратегией для достижения комплексного развития общества и укрепления здоровья граждан, – подчеркнула, открывая работу семинара заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан Елена Тарасенко.
Национальный научно-практический центр физической культуры вносит значительный вклад в формирование здорового и активного поколения в Казахстане, что имеет важное значение для будущего страны, и играет ключевую роль в развитии физической культуры и спорта.
– Центр занимается исследованием новых подходов к физическому воспитанию и спорту, разрабатывает методические рекомендации для образовательных учреждений. Также организовывает курсы и семинары для учителей физической культуры, чтобы улучшить качество преподавания и внедрить современные методики, взаимодействуя с государственными и частными организациями для реализации программ по развитию физической культуры на всех уровнях. Поэтому такие проекты по развитию качественного физического воспитания в стране охватывают долгосрочные цели по формированию здорового общества, созданию культуры здоровья, где физическая активность станет неотъемлемой частью жизни каждого гражданина, – сказал и.о. генерального директора Национального научно-практического центра физической культуры при Министерстве просвещения Республики Казахстан Арман Ташметов.
Одним из условий эффективной организации физического воспитания в школе является наличие качественного учебно-методического и научного сопровождения учебного процесса. По словам специалистов, физическая культура – единственный школьный предмет, по которому не разработан учебник. Существует острая нехватка учебной, учебно-методической литературы по вопросам организации занятий по видам спорта в рамках школьной программы, занятий с детьми, относящимися по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, по организации инклюзивного образования. По данным Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК, за период с 1991-2022 годы было проведено 115 научных исследований, из них только 22 посвящены изучению проблем студенческого и школьного спорта, из них 14 проектов по студенческому спорту, и лишь 8 по школьному. Эксперты утверждают, что на сегодняшний день сложилась объективная необходимость модернизации содержания школьного предмета «Физическая культура».
С докладами на семинаре выступили приглашенные эксперты: кандидат экономических наук Алия Ильясова, которая рассказала о качественном физическом воспитании в инклюзивном обучении и принципах гендерного равенства, а также доктор философии (PhD), и.о. ассоциированного профессора (доцента) ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Светлана Отаралы на тему «Физическое воспитание в Казахстане: состояние, проблемы, пути повышение эффективности». Также на семинаре слушатели получили информацию об опыте НОК в продвижении КФВ в Казахстане, о развитии флорбола, одного из динамичных видов спорта для школьников. В рамках семинара прошла встреча с молодежью, в которой приняла участие мастер спорта международного класса по гребле на байдарках и каноэ, участник летних Олимпийских игр 2024 года в Париже Мария Бровкова.
Текущее состояние физического воспитания в организациях образования РК:
* в 115 школах (1,6 %) учащиеся занимаются в 3 смены, а в 4 759 школах (67,8%) – в две смены;
* 1 970 общеобразовательных школ не имеют спортивных залов;
* 41 школа (0,58%) арендует помещения других субъектов для уроков физкультуры;
* из 262 школ-интернатов в 47 (17,9%) обучение проводится в 2 смены;
* в 55 школах-интернатах (21%) отсутствуют спортивные залы;
* в 81,7 % школ уроки физической культуры предусмотрены в объеме 135 минут в неделю (87,0 % городских и 72,0 % сельских школах), в 14,1 % школах этот объем составляет 45 минут в неделю.
* свыше 9 тысяч спортивных сооружений организаций образования построены до 1991 года и более 2 тысяч – с 1998 года, из них 31% находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, к 2025 году 100% школ, детских садов и 70% колледжей и вузов должны создать условия для инклюзивного образования. В 2017 году в общеобразовательные школы ходили 60 006 детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2018 году – уже 61 336. По данным Национальной образовательной базы данных, условия для инклюзивного образования сейчас есть: в 20% (1232 из 6159) детских садов; в 60% (4207 из 7014 школ) общеобразовательных школ; в 30% учебных заведений технического и профессионального образования (в 250 из 321 колледжа).
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz