Практика показывает, что недостаточный или отсутствие контроля над местонахождением животных нередко становится причиной не только краж скота, но и дорожно-транспортных происшествий. Правда, каждый год принимаются меры по предотвращению подобных случаев, но по прежнему, ДТП с участие домашних сельхозживотных, в результате которых страдают люди, погибает скот, не прекращаются.
Не случайно данная проблема стала темой для серъезного разговора и поиска выхода из создавшегося положения на проведенном недавно заседании общественного совета под председательством акима района Калияра Айтмухамбетова.
Действительно, есть повод задуматься. За 11 месяцев текущего года на дорогах района произошло 40 дорожно-транспортных происшествий с участием домашних животных. Обратимся к сводкам. 10 марта этого года на автодороге Уральск-Атырау автомашина «Нива» недалеко от села Чапаево сбила лошадь. 15 июня на 123 км той же автотрассы под колеса «Лада Гранты» попала корова. 21.08.2020 года иномарка в пути следования в город Уральск наехала на лошадь. В сентябре 2020 года автомашина «Субаро-Форстер» у населенного пункта «Питомник» сбила лошадь. В октябре под колеса «Мерседеса» попала корова. Кстати, в период с сентября по ноябрь были зафиксированы 8 ДТП с участием животных. И этот список можно продолжать.
Первенства по ДТП с участием сельхозживотных удерживают Чапаевский и Бударинский сельские округа, на территории которых зафиксированы по 8 случаев в каждом, затем идет Мергеневский (6), Тайпакский (5), Акжолский (5) сельские округа. По 2 случая зафиксированы в Кабыршактинском и Жанабулакском сельских округах и селах Атамекен, Шабдаржап.
Есть еще и такая статистика: в 55 процентах жертвами ДТП стали лошади, а в остальных 45 – крупный рогатый скот. 90 процентов подобных происшествий на дороге происходят в темное время суток, и в большинстве в период с сентября по февраль. Следовательно, надо акцентировать внимание самих владельцев животных. В частности, для обеспечения сохранности своего скотопоголовья необходимо принимать в этом личное участие и соблюдать простые нормы безопасности, а именно – не оставлять скот без присмотра и укреплять свое хозподворье. Обязательно таврировать и бирковать свой скот. К сожалению, этого пока не происходит. Настораживает тот факт, что лишь в 15 случаях были установлены владельцы скота, в одном водитель, допустивший наезд – и они по закону были привлечены к административной ответственности. Остальные же так и остались неизвестными и соответственно безнаказанными.
Подобное повторяется с калейдоскопической точностью. Так, в прошлом году за соответствующий период произошло 45 таких ДТП, а удалось установить 11 владельцев скота. Ответственные за порядок на дороге объясняют это отсутствием серьги у большинства животных, ставших причиной дорожно-транспортных происшествий. Между тем по сведениям ветеринарной станции молодняк крупного рогатого скота полностью прошел биркование. Что касается таврирования лошадей, то на сегодня методом охлажденного таврирования обработано на платной основе 1243 голов, горячего таврирования – 2853 голов. Кроме этого 1265 голов лошадей имеют чипы, 967 – флипперы, 6 – GPS-трекеры, которые позволяют на расстоянии следить за передвижением скота. Трудно сказать, что это на сегодня полностью удовлетворяет потребности.
Главная причина дорожно-транспортных происшествий с участием сельхозживотных – отсутствие надлежащего контроля за местонахождением животных. Тут следует учесть следующее: если в населенном пункте организован, как положено, выпас скота, а владелец вопреки этому выпускает своих животных на вольные пастбища, то при ДТП ответственность за происшествие ложится на хозяина животного. В связи с этим следует сказать о том, что в этом году внесены изменения в ст. 408 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому за нарушение правил содержания домашних сельхозживотных полицейскими составлены 156 протоколов, 7 владельцев скота были оштрафованы на сумму 54171 тенге. Вряд ли положение можно исправить только штрафами, нужна большая разъяснительная работа, на постоянной основе организовать выпас скота индивидуального сектора с выделением пастухов.
Полицейские вносят предложение установить освещение к подъездам в населенные пункты, расположенные вдоль автодороги Уральск-Атырау, на участках определить место перехода скота на пастбище и установить соответствующий дорожный знак, неподалеку от мест частых дорожно-транспортных происшествий установить ограждения.
Несколько слов о состоянии автодороги на территории района. За 11 месяцев полицейскими было проведено 90 проверок, по результатам которых вынесено 90 рекомендаций по устранению выявленных недостатков. За нарушения правил содержания дорог, дорожных переходов и других объектов составлены 6 протоколов на отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, а также ТОО «Бекет Сәтжол».
Уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий с участием сельхозживотных и свести их в будущем на нет, вполне возможно. Надо только приложить усилия всем и взяться за эту работу сообща.
Борис Мурзагалиев,
Акжаикский район