Электричество стало жизненно необходимым для человека. Человек настолько привык к благам цивилизации, что уже не замечает их. Однако, если неожиданно пропало электричество, даже на короткий промежуток времени, мгновенно становится некомфортно. Электрический ток дает нам массу возможностей. Прежде всего, свет, тепло, интернет, без которого тяжело, стиральная машинка, телевизор и т.д.
Местные жители давно возмущены подачей электроэнергии. В любой сезон при непогоде в поселке отключается свет. Такое произошло и недавно, при сильном порыве ветра. В результате чего, жители поселка остались без света и тепла в холодную погоду почти на целый день. Для разъяснения ситуации мы обратились к начальнику РЭС Нурболату Сергалиеву.
По словам Нурболата Исатаевича, наш поселок питает электричеством три основные линии: ХПП, Чилик, Станция. На линии «Чилик» 70% энергопотребителей составляют производственные объекты, государственные учреждения. На линии «Станция» 90% составляет частный сектор, остальные 10% - железнодорожная станция. Когда на ЖД происходят аварийные ситуации, то это напрямую отражается на основных линиях электричества.
-Что касается последней ситуации, когда население осталось без света почти на целый день в непогоду, в первую очередь это произошло из-за сбоев на ЖД станции. В тот день мы потеряли 4 часа времени на поиски причин отключения, хотя сотрудники ЖД утверждали, что они отключились от основных линий. После устранения всех неполадок на ЖД, наша система начала давать сбой, начались скачки напряжения. Когда мы привели в порядок наше оборудование, оказалось, что несколько улиц в нижней части поселка до сих пор остаются без света. После сигнала, бригада выехала на места для выявления и устранения причин поломок. Единственная улица, на которой не смогли найти причину это Панфилова. Из-за того, что на улице было уже темно, наши ребята не смогли найти источник повреждения. Но, как только стало светло, источник был найден и поломка устранена - говорит Нурболат Исатаевич.
Но самой основной и главной причиной в перебоях с подачей электричества – изнашивание оборудования. Районная электроподстанция была построена в 1971 году, уже 50 год на ней ничего не обновлялось. Выделяемых денег хватает лишь на поддержание состояния трансформаторов, электрических линий и основного оборудования.
-Мы стараемся поддерживать состояние того, что у нас сейчас есть. Где-то заменяем опоры, где-то провода, приобретаем кое-какие запчасти, но конечно ничто не вечно. Даже у самого прочного и крепкого металла есть свой срок годности - говорит Нурболат Сергалиев.
К тому же уже третий год электростанция испытывает нужду в специалистах. Раньше в РЭК были 3 полноценные бригады, которые оперативно могли реагировать и устранять поломки. На данный момент в штате всего 1 электромонтер и 2 мастера. Такое количество людей недостаточно для полноценного и быстрого обслуживания нашего большого поселока. При авариях бригада физически не успевает устранять поломки на разных объектах одновременно.
-В прошлом году в районном колледже окончили учебу 13 электромонтеров, но никто из них не пришел к нам на работу. Очень редко, кто соглашается работать в таких условиях как у нас, невысокая заработная плата, ненормированный рабочий день, к тому же мало кто хочет выслушивать недовольства со стороны жителей. Бывает, что приходят ребята, проходят стажировку, обучение, но в последний момент отказываются. Хорошие специалисты уходят из-за морального давления со стороны местного населения. В нашей работе своих нюансов много – делится с нами Нурболат Исатаевич.
Вся работа районной подстанции должна укладываться в определенно заданный тариф. Общий тариф делится на закупочную цену, цену транспортировки и налоги. Ни одна подстанция не имеет права выходить за рамки тарифа, все расходы должны распределяться согласно заданной цифре. РЭК уже не первый год переживает не легкие времена. Заданного тарифа не всегда хватает на все расходы. Но и поднять тарифы на оказываемых услуги, они тоже не имеют права. Когда случаются крупные аварии, вследствие погодных условий, государство оказывает поддержку.
-Несколько лет назад в поселке Аксуат у нас была авария, из-за сильного гололеда вся линия обрушилась как карточный домик. Тогда была создана специальная комиссия и из республиканского бюджета были выделены средства на восстановление линии. Раньше в этом поселке очень часто происходили поломки, на сегодняшний день там не было еще никаких аварий.
Все ремонтные работы выполняются по плану, о плановых отключениях сотрудники РЭС стараются предупреждать заранее. Но иногда бывают и аварийные отключения, причинами могут быть самые разные – погодные условия, сбои на главном оборудовании, а так же поломки трансформаторов. Но не все трансформаторы в поселке находятся на балансе РЭК, однако если происходит сбой в трансформаторе какой-либо из организаций, это напрямую отражается на основных линиях, тогда местные жители могут остаться без света.
-За любым оборудованием должен осуществляться соответствующий уход. За всеми трансформаторами, которые находятся на нашем балансе, мы стараемся производить должный надзор. Но не все организации обеспечивают уход за своим оборудованием, любые сбои на их объектах, так же сказываются на работе основных линий - говорит начальник РЭС.
В адрес РЭС очень часто поступают жалобы от местного населения. Все жалобы и недовольства сотрудники принимают и проверяют.
-Мы всегда принимаем критику и реагируем на нее. Иногда она бывает обоснована, а иногда люди, не разобравшись в ситуации раздувают конфликт. Бывают ситуации, когда действительно есть наши недоработки. Мы стараемся сразу устранять недочёты, по мере поступления жалоб.
Несмотря на все трудности в работе, в районной электросетевой компании есть сотрудники, которые преданны своему делу. Более 30 лет стажа имеют Павел Губенко, Александр Моловичко, а так же есть сотрудники, у которых стаж около 20 лет. Старожилы РЭС всячески поддерживают молодежь, передают свой опыт и знания.
-Не смотря на трудности, которые мы сейчас переживаем, жаловаться нам не приходится. Мы выполняем свою работу по мере возможности. Возможно, в скором времени что-то изменится в нашей отрасли, и соответственно качество наших услуг будет улучшаться- говорит Нурболат Сергалиев.
В настоящее время во всех районах области, а так же по всей стране существует проблема с качеством электроэнергии. Наш район не единственный, где подстанция переживает не самые лучшие времена. Действительно, мы часто можем быть недовольны теми или иными услугами. Ведь любые перебои, доставляют нам массу неудобств. Но стоит помнить, прежде чем поднимать конфликт, стоит разобраться в сложившейся ситуации и попробовать найти компромисс.
Екатерина Кива,
Чингирлауский район
zhaikpress.kz