Казахский народ всегда бережно относился как к памятникам старины, так и местам захоронения предков. Осквернение могил приравнивалось к самому чудовищному преступлению с религиозной точки зрения.
За это предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 314 УК РК. Поэтому весть о том, что неизвестные лица вскопали древнее место захоронения Абила, расположенное в четырех километрах западнее села Когерис Сырымского района вызвала общественный резонанс.
Кто такой Абил?
Одним из первых забил тревогу учитель истории Азамат Кыдыргалиев.
- О мазаре Абила мне рассказывал мой отец, Уалиахмет Кыдыргалиев и аксакал Жубан Науметов. На протяжении двух веков покоится здесь душа Абила, знатного бая из рода Маскар, для сооружения мавзолея которому его сын созвал трех самых именитых мастеров. Каждому из них было дано задание сделать макет мазара из коровьего навоза, который впоследствии сжигался. Заказ на сооружение мавзолея получил тот мастер, макет которого оказался пожароустойчив. Так, лучшим оказался мастер происхождением из рода Тана. Вместе с баем Абилом здесь похоронен и его работник Кашкын.
Назревает вопрос: кому понадобилось перерыть столь древнее захоронение, двести лет противостоявшее природным стихиям и степным ветрам? Мы ужаснулись, когда посетили это место вместе с сельчанами и увидели вырытую яму пятиметровой глубины.
– Первая мысль, которая пришла в голову: дело рук археологов. Пришлось поделиться увиденным с известным краеведом Нуржаном Тулеповым, который был в шоке от услышанного, – говорит местный учитель.
Нуржан Тулепов сообщил о случившемся редакции районной газеты «Сырым елі», а фотографию оскверненного места предоставил наш читатель из села Когерис Мереке Менжанов.
Возможно, здесь побывали «черные археологи»...
Когда 2 августа мы вновь выехали в село Когерис, то были крайне удивлены тому, что пятиметровой глубины яма наполовину засыпана землей. Выяснилось, что ранее также были раскопаны и впоследствии засыпаны две ямы. По следам вандализма не исключается, что это дело рук «черных археологов». Еще больший ужас вызвало то, что «могильщики» начали копать глубоко, до 160 – 170 метров, добираясь до священных стен мазара. Судя по тому, что земля влажная и рыхлая, предположительно рылись ночью, а к утру убрались восвояси. Везде разбросаны окурки, что лишний раз подчеркивает: здесь побывали грешники, готовые оплевать самое священное. Мереке обратил внимание на то, что вчера этой ямы не было.
Что искали вандалы?
Что может интересовать «черных археологов» на месте захоронения, какая загадка кроется в этом преступном деянии? По предположению старожила села Менжана Рахманкулова в Каракудуке жил ровесник Сталина по имени Ихсан (1878). Он занимался продажей скота местных баев Жоламана, Еламана, поставляя им взамен продовольствие и корма.
- Он часто рассказывал о том, что мазар Абила находится по дороге в Каракудук и Жымпиты. Куполообразный мавзолей высотой 3-4 метра был сооружен из камня, перемешанного с конским волосом. Внутри застелена кошма, путники могли здесь прочитать Коран, переночевать. Старец по имени Елеу хранил воспоминания о мавзолее Абила, – говорит Менжан ата.
Здесь надо отметить важный момент в истории существования Западного крыла партии «Алаш», одним из лидеров которой был юрист, общественный деятель Жаханша Досмухамедов: на балансе Западного отделения были 2 автомашины Mersedes. Ходили легенды в народе, что Жаханша в начале ХХ века ездил от Жымпиты до Каракудука на авто Меrsedes. После свержения правительства Алашорды остался один транспорт, о судьбе второго ничего неизвестно. Народная молва донесла, что недалеко от Жымпиты и Каракудука в кошму завернули ценные бумаги и закопали вместе со второй машиной. И местное население, и ученые в этом не сомневаются.
Так где же затерялся Мersedes Жаханши?
Обратим внимание на отрывок из статьи журналиста Бекена Кайратулы, опубликованный на сайте газеты «Egemen Qazaqstan» от 12 января 2021 года:
«Изучая историю Западной Алашорды, писатель Анес Сарай отметил, что «После первого и второго общеказахского съездов алашординцы не пришли к единому согласию с большевиками и организовали в Уфе Временное правительство, представительным органом которого стал «Комитет Учредительного собрания» («Комуч»). В июле 1918 года Комуч пригласил в Самару представителей казахской «Алаш- Орды» А.Бокейханова, А.Ермекова, М.Шокай, У.Танашева и заключил с ними военно-политический союз против красных, поставив им необходимое обмундирование, оружие, боеприпасы, денежные средства, а также 2 автомобиля. И к середине лета 1918 года Алихану Букейханову удалось создать не только боеспособную дивизию государства Алаш из нескольких кавалерийских полков, но и открыть юнкерскую и офицерскую школы по подготовке национальных кадровых офицеров. Что касается автомобиля Мерседес, на котором ездил Жаханша Досмухамедов, то в журнале «Дана» №7 за 2013 год опубликованы сведения о том, что временное правительство Уилского велаята никогда не расставалось с первым легковым авто за всю историю Жымпиты. Даже переезжая в Кызылкогу алашординцы забрали только авто и впоследствии Жаханша надежно спрятал транспорт со всеми документами, тайно зарыв его в глухом месте, куда не ступала нога человеческая. Эту точку зрения разделяет известный ученый, исследовавший историю Западной Алаш-Орды Даметкен Сулейменова, опираясь на воспоминания прямого потомка Жаханши, Бисенгали Куанышалиева. Такого же мнения и краевед Жайсан Акбай: «Народная молва гласит о том, что местный кузнец лично присутствовал на церемонии, когда машину завернули в кошму, пропитанную лошадиным жиром».
– Ходят легенды, что Жаханша подарил золотой мундштук местному баю Таубай, тот, в свою очередь оказывал меценатские услуги движению Алаш. Местные джигиты, никогда не видавшие авто, догоняли Жаханшу на конях. Mersedes могли закопать в окрестностях Каракудука, Когериса и поэтому неудивительно, что эти места вызвали интерес у «черных археологов».
Поймали с поличным...
Местные стражи порядка: капитан полиции Армат Утегенов и его помощник, лейтенант Махамбет Белгибаев взялись за расследование этого дела. Вместе с представителями общественности они стали дежурить у могильника. Однажды в 500 метрах от кладбища, со стороны Жусалы засветились фары машины. Так, наконец удалось задержать 4 «могильщиков» со всем их снаряжением: лопатами, ведрами, веревками и металлоискателями. По словам Армата Утегенова, Chevrolet Captiva вел гражданин без водительских прав, который согласно части 2 статьи 612 АППК РК оштрафован на 58 000 тенге, а хозяин автомашины – на 130 000 тенге.
Что касается «черных археологов», то здесь однозначного ответа нет. К сожаленью, ответственность за разрушение священных мест и исторических памятников, определенных в рамках программы «Рухани жаңғыру» до сих пор четко не регламентирована. Но местные жители требуют, чтобы могильщики восстановили захоронение и придали ему прежний вид. По словам краеведа, историка и журналиста Казбека Куттымуратулы, благодаря бережному отношению казахского народа ко всему, что связано с вековыми традициями, удалось сохранить историческое наследие, вплоть до «Золотого человека» сакских времен. Случаи вандализма надо пресекать своевременно, не давая ему разрастаться с новой силой. При этом нельзя терять надежду, что вандалов ждет наказание.
Бауыржан Ширмединұлы,
Сырым ауданы
zhaikpress.kz