7.07.2022, 13:00
Просмотры: 27

Рожденная быть учителем

Базаргуль Каиргалиева – учитель редкий. Она – представитель из когорты старой школы педагогов, которая идет в ногу со временем. Рожденная быть учителем, любовь к профессии, по ее словам, приобрела, начав работать в школе. Она из тех, кто сияет добротой, излучает любовь, заботу, понимание, из тех, на кого хочется равняться.

IMG-20220706-WA0030

Базаргуль Жалгасбаевна работает учителем русского языка и литературы в Новопавловской средней школе вот уже 32 года. А вообще в ее трудовой деятельности в сфере педагогики только две записи: работа учителем в Алгабасской школе с 1984-1990 годы, куда были направлены с супругом после окончания института и остальные – в Новопавловской.

Быть учителем на селе, значит все время быть в центре пристального внимания. Здесь каждый твой шаг на виду – твои действия, поступки, эмоции. За годы педагогической деятельности через ее руки и сердце прошло не одно поколение сельских ребятишек. Отличительная особенность Базаргуль Жалгасбаевны - она в каждом ребенке видит индивидуальную личность, стремится помочь ему сделать правильный выбор по жизни, сохранить свое человеческое «я», любовь к малой родине, к людям, ко всему, что окружает. Умеет быть справедливой по отношению к детям. А они в свою очередь, умеющие объективно все оценивать, отвечают своему учителю тем же.

Уроки Базаргуль Жалгасбаевны, как правило, проходят ярко, эмоционально. Она умеет изложить материал четко и подробно, не спеша, а когда это нужно, может повторить, при этом никогда не раздражаясь, когда ее не понимают. Она следит за тем, чтобы на уроке с каждым учеником у нее происходило плодотворное позитивное сотрудничество.

Родилась и выросла в колхозе «Третий Интернационал» Кармакчинского района, Кызылординской области. Село было крупное с большой средней школой, рассчитанной на полторы тысячи учащихся. В нем, кроме казахов, в основном жили корейцы и турки. Никто не делил на нации, жили дружно, все вместе отмечали праздники и одинаково хорошо владели казахским и русским языками. Ее папа был в своих краях известным, знатным рисоводом. Мама трудилась в аулсовете, затем стала ее председателем, где и проработала до выхода на заслуженный отдых. Базаргуль в семье старшая, а потому все заботы о младших – трех сестрах и братишке, легли на ее плечи. Ведь родители с раннего утра до поздней ночи были на работе. Она хорошо помнит, что готовить начала примерно с 4 класса, а хорошо готовить умела только жаренную картошку. В ее обязанности входило еще накрывать на стол, сервировать, мыть посуду, наводить в доме порядок. Сколько жила в родительском доме, столько и помнит огромный огород, где росло все,начиная от традиционных огурцов, помидор, до подсолнуха, кукурузы и арбуз с дынями. Был большой фруктовый сад. Вся семья ранним утром или вечерами была занята уходом за растительностью. Более всего маленькая Базаргуль любила посещать рисовые поля отца. Она рассказывала, что для его возделывания, оказывается, требуется затопленная почва. Рисовые пашни делились на участки, которые огораживались земляными насыпями. Они-то и держали воды. Когда рис прорастал до определенной высоты, воду сбрасывали через трубы. Базаргуль вспоминает, что в пору орошения риса, вокруг росло много грибов, а когда воду сбрасывали через трубы - шло много всякой рыбы: сомята, угорь, щука и пр. Отец подставлял в трубу сетку-авоську (люди, выросшие в советский период, помнят ее) и таким образом ловил рыбу. Но забирал домой ровно столько, сколько было нужно на один раз готовки, остальное отпускал. Учил: у природы не надо брать лишнее. С раннего детства мечтала стать балериной. Когда ей исполнилось 9 лет, в школу из Алма-Аты приезжали какие-то специалисты делать набор в хореографическую школу. Базаргуль попала в число отобранных, но родители были категорически против, чтобы ребенок с малых лет был где-то, вне семьи. А когда окончила школу, мама с папой сделали выбор за нее: будешь педагогом. В то время он были на селе самым уважаемым человеком, сродни богу. Мама с папой мечтали, чтобы и их дочь несла это высокое звание – учитель. В первый год после окончания школы не поступила в Алма-Атинский женский педагогический институт (не хватило всего одного балла), и Базаргуль осталась в родном селе, стала работать помощником повара в школьной столовой. Готовили вдвоём с поваром на тысячи школьников. Особенно тяжко было вставать в пять утра зимой и нестись по морозу на работу, где ставили тесто на пирожки и готовили еду. Потом ее пригласили работать в школьную библиотеку. Здесь, конечно же, было для нее раздолье, так как очень любила читать. А через год сдала документы в родном городе. Успешно преодолела экзамены, а тут шел набор студентов в Житомирский пединститут, что находится в Украине. Базаргуль попала в число избранных студентов и проучилась там пять лет.

- Меня увлекла профессия, когда стала работать в школе. Признаюсь, общение с детьми – это что-то особенное. Они такие разные по характеру и по темпераменту, доверчивые, любознательные, открытые миру и информации, у каждого своя харизма. Всегда стремлюсь вкладывать в них все самое лучшее, радуюсь их успехам, огорчаюсь, когда у них что-то не получается. Жизнь рядом с моими учениками всегда яркая и интересная. Я благодарна родителям, что подтолкнули меня много лет назад к этой профессии и в настоящее время просто не представляю себя в другой сфере, - делится Базаргуль Жалгасбаевна.

Когда поинтересовалась у нее, что нужно сделать сейчас, чтобы стимулировать молодые кадры оставаться в школе, она, подумав, ответила:

- Конечно, государство проявляет заботу об учителях, в некоторой степени повысилась заработная плата. Но даже при этих деньгах мои молодые коллеги, семейные пары, вынуждены держать большое хозяйство: коров,овец, птиц. Им нужно где-то реализовать сельхозпродукцию, они бывают в поисках корма для своей живности. При таком раскладе с трудом находят время для самообразования. Без приусадебного хозяйства трудно создавать будущее своим детям, дать им достойное образование. На мой взгляд, надо учителей освобождать от быта, тогда они будут работать с полной отдачей. А ведь было в 19 веке, когда учителю специально выдавали такие пособия, чтобы он мог путешествовать по свету и многое познавать.

Сожалеет педагог и том, что нынешняя программа обучения во многом обкрадывает детей. Они не знают многое из того, что знало старшее поколение школьников советского периода. По ее мнению, прежде чем наверху вводить какие-то новшества, желательно бы всесторонне изучить вопрос, посоветоваться с педагогами-практиками. А изменения эти в программах происходят с завидным постоянством. Живет в душе педагога тревога, переходящая в боль, от того, что современные школьники перестали читать книги. Чтобы хоть как-то заинтересовать детей, Базаргуль Жалгасбаевна в удобные моменты во внеурочное время рассказывает детям произведения Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Чингиза Айтматова, Николая Гоголя, Джека Лондона, Александра Куприна, Даниеля Дефо и др. А потом вместе идут в библиотеку искать эти книги. К сожалению, в переводах на казахский язык, по ее мнению, страдают в своем большинстве оформление и шрифт, что тоже не может привлечь детей к чтению.

Старшие коллеги до сих пор вспоминают открытые уроки Базаргуль Жалгасбаевны по русскому языку и литературе. На них обычно присутствующих бывает больше, чем самих учеников. Тогда наглядные пособия доставались с трудом, а потому готовились своими руками. Уроки же этого учителя всегда же были самыми оборудованными. Чего только не было здесь: всевозможные карточки с заданиями, иллюстрация к произведениям, коллекции диафильмов, таблицы, проигрыватель. Все это работало, давало блестящие результаты. Каждому учителю-предметнику и не только филологу было много чему научиться. Сейчас, конечно, все доступно, благо есть компьютер, интерактивная доска.

Она постоянно повышала свою квалификацию на различных курсах; на районном и областном уровнях обобщала свой опыт работы; участвовала на различных конкурсах и олимпиадах по своему предмету; выступала перед своими коллегами на конференциях; проводила различные брифинги; готовила выпускников к ЕНТ. Не перечислить всю ее деятельность.

Ныне она на заслуженном отдыхе вот уже год, но продолжает трудиться. Гордиться своим коллективом во главе с молодым, креативным, начитанным, продвинутым директором Жасуланом Мамбеткалиевичем Шакировым. Базаргуль Жалгасбаевне импонирует, как он умеет создавать коллектив единомышленников и вместе работать на результат, как глубоко анализирует уроки учителей, как сам увлеченно ведет уроки истории. И пусть Базаргуль Жалгасбаевна теперь не завуч – первый помощник руководителя школы. Но она по-прежнему пытается вносить в школьную жизнь что-то новое, передовое.

Трудно представить сельскую школу без этого педагога с ее всегда ровным приятным голосом. Со всеми коллегами: и с опытными, и с молодыми она разговаривает на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. Она умеет в каждом из них увидеть что-то, что нужно непременно возвысить, каждого поддержит, поможет. Воспитала за долгую педагогическую деятельность как наставник, не одно поколение молодых педагогов.

Она рано овдовела. Супруг Эдуард Айдушевич тоже был педагогом, полным коллегой, с которым судьба свела в Житомирском пединституте. У них двое детей: сын и дочь, они получили образование и стали достойными людьми. На днях старшая внучка Гаухар окончила университет,собирается продолжить учебу в магистратуре и для бабушки это огромная радость. Другая внучка - Гульдана учится на третьем курсе университета на учителя казахского языка и литературы. Другие подрастают. Жизнь продолжается!

Базаргуль Жалгасбаевна – тот человек, о котором говорят, что природа щедро одарила ее всем: и внутренне, и внешне. Красивая, стройная, всегда подтянутая, с мягкой улыбкой на лице, со вкусом одетая. Она следит за прической, одеждой, легким макияжем. Таким образом она стремится воспитывать в детях и эстетические чувства. У нее таланты многогранные, но, пожалуй, один из ярких – это природный голос. Правда, она его стремится из скромности не афишировать, только изредка, когда попросят. Она прекрасно поет с приятным, редким меццо-сопрано: голос с бархатистым глубоким тембром. При желании она могла бы в свое время стать оперной или вокальной певицей.

Время идет, меняется школа. Но как нужны такие педагоги, как Базаргуль Жалгасбаевна в век реформ образования!  Может быть соединение опыта, мудрости, доброты, душевной красоты и спасет мир педагогики?

Нурзия Сисенбаева,

Теректинский район,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале