8.09.2022, 12:30
Просмотры: 117

К 90-летию совхоза, ныне село «Атамекен». Из истории родного края АЯК

Сейчас мало кому известно даже само слово Аяк. Но в 30-е годы ХХ-столетия, Аяк был уютным, небольшим поселением с глинобитными, беленькими домиками, расположенным на устье живописной речушки Чижа-І, длина которой всего 76 км. Она берет свое начало с возвышенности Сырлытау в десяти километрах за с.Амангельды и заканчивается именно на том месте где стоит с.Аяк. Слово Аяк обозначается как конец этого водостока «судың аяғы». Дальше, речка выходя из своих берегов во время весеннего паводка, разливается по лиманной степи на сотни километров образуя камышовые заросли «қопа» и сочные сенокосные угодья с площадью около двух с половиной тысячи квадратных километров.

Атамекен

Это обширное уникальное место, расположенное на территории Таскалинского района еще в ХVIII веке назвали Чижинскими разливами. В 1918-1919 гг. здесь прошла яростная гражданская война. В годы целинной эпопеи, вплоть до распада СССР, Чижинские разливы были государственным сенокосным фондом Казахской ССР, в народе названной госфондом Д.А.Кунаева. Густой, высокий травостой разлива скашивался за лето и прямо в степи становились скирды. Эти скирды возвышались до самого горизонта и только правительство республики могло распоряжаться этим запасом. Если в какой-нибудь области засуха и нехватка грубых кормов, из Чижинских разливов по железной дороге нужное количество сена срочно доставлялось до адресата по назначению. На станции Шипово специально для хранения госфонда был организован сенной пункт. Здесь хранились тюки сена и отсюда грузились в вагоны в любое время года.

А тогда с 1932 по 1938 годы с.Аяк был культурным центром совхоза им.О.Исаева, позже переименованного в Ежова, затем "№50" и "40лет КазССР", хотя центральная усадьба совхоза находилась в п.Жумалы, семилетняя школа, интернат, жилье для учителей и обслуживающего персонала и даже небольшой клуб были в с.Аяк. Здесь учились дети животноводов. В летние месяца организовывались школьные лагеря. Палатки ставили в тальниках. Чистый воздух, купание в речке, игры на свежем воздухе привлекали не только детей, сюда на выходные съезжались отдыхать и взрослые. Их привлекала охота на дичи и запоминающая рыбалка. Ласкательные солнечные лучи и водный рацион оздоравливали и детей, и взрослых. Здесь проводились и государственные праздники района. Аякскую семилетнюю школу в 1937 году окончил и будущий Герой Советского Союза Садык Жаксыгулов и многие участники Великой Отечественной войны. Среди них Жанжигитов Темреш ага из п.Мереке и Киматов Габит ага из с. Атамекен. Заведующим школьного интерната в Аяке был мой отец и в этой семье в июле 1937 года родился я, автор этих строк. Сама природа наделила этот клочок Таскалинской земли неимоверной красотой. На десятки гектаров тянутся высокие, раскидистые вербы, в народе названные талами создавая экологический чистый воздух с далеко стелящим цветным запахом разнотравья и  целительным ароматом исходящего от тальников.

Вот, что рассказывала дочь, в те годы начальника политотдела совхоза Чекминева Н.И. - Маргарита. «Летом 1940 году в Аяке был зональный пионерский лагерь, где отдыхали дети из близлежащих колхозов, среди них была я. Видимо выбрали это уникальное место потому, что талы выделяют столько кислорода, сколько сосна, ель, пихта. Большое количество талов в Аяке сравнимо с сосновым бором. Теперь-то я как врач могу сказать: кто побывает с ночевкой в этих зарослях-талах, зарядится здоровой энергией и бодростью на месяца. Я помню, перед войной здесь хотели строить типовые здания, чтобы и зимой могли приезжать рабочие и колхозники за здоровьем, но война помешала осуществлять этот замысел». Маргарита Чекменева, ныне ветеран труда, живет в Алмате. В 2007 году приезжала в с.Атамекен и даже побывала в Аяке в местах своего детства. Богат Аякский тальник флорой и фауной. Обширная степная водная гладь привлекает пернатых птиц. Здесь они выводят свои потомки, на зиму улетая в теплые края, весной опять возвращаясь сюда. В диких зарослях тальника водятся кабаны, волки, лис, зайцы и даже в засушливые годы заходят лоси, полакомиться свежими листьями талов и разнотравьем. В окрестностях Аяка, на обширной площади растет дикий лук и чеснок. В урожайные годы лук можно косить косой. Во время войны и после неё в рацион питания детей в интернате всегда употреблялся дикий лук и чеснок. Собирали лук и чеснок все жители совхоза, приезжали сюда и из соседних аулов. Всё лето на столе всегда был лук и чеснок. Может поэтому люди болели меньше и были здоровее, чем в наше время, хотя ни одного врача в  степи не было. Другого места луковой «плантаций» на землях района нет. Дикий лук и чеснок встречаются везде, но в очень малом количестве.

Богатство Аяка это рыбалка. Только здесь можно поймать на жерлис или на большую блесну щуку весом за 10 килограммов. Дело в том, что весенние талые воды несут громадные ледовые пласты. Они упираются в исток речки образуя затор. Громоздясь друг на друга эти глыбы льда далеко уходят в глубь, поднимая грунт на поверхность, тем самым образуя глубокие впадины и ямы. В них-то размножаются и вырастают до гигантских размеров щуки. Эти ямы даже в сильные морозы не замерзают до дна и рыба спокойно переносит зиму. В эти впадины стекаются и мелкие рыбешки, благоприятный корм для хищных щук, даже в зимнее время. Чтобы убедить читателя опишу два эпизода, связанные с рыбалкой в разное время в водах Аяка. В Аяке в нашем семье жил мой дед. В то время ему было за семьдесят. В хорошую погоду, рано утром дед уходил на рыбалку. Рыба была в доме дополнительной едой. В стране существовал продналог, люди жили бедновато. Однажды дед не вернулся к завтраку, хотя раньше такого не было, когда солнце поднимается высоко все рыбаки покидают рыбалку. К обеду дед тоже не пришел. Тогда отец, сев на лошадь поехал искать деда по берегу речки. И что он увидел? Дед по пояс в воде одной рукой держаслся за кучу камыша, другой за удилище. Отец естественно догадался в чем дело. Слез с лошади, разделся и подошел к деду. Когда взял удилище в руку, не поверил своим глазам: Что-то черное как бревно барахталось в воде. Подтянув к берегу улов, увидел, что эта была щука, заросшая тиной. Вытащить на берег он не мог. Дед подвел лошадь. За стремена привязали удилище и таким способом вытащили на берег и поволокли к интернату, где стояли складские весы. Смотреть на «чудовище» сбежались все школьники. Щука весила 12 килограммов.

О другом гигантском улове рассказал Жаунбай Жаксыгулов - брат героя. Он жил в с.Амангельды.- «Осенью в  1945 году Герой Советского Союза Садык Жаксыгулов вернулся с фронта. Семья в ту пору жила в с.Аяк. после войны людям еды не хватило. Продовольственный паёк задерживали и пополняли свой рацион рыбалкой. Как-то в конце октября этого года Садык ага, я и мой брат рыбачили недалеко от Аяка. Вечерело. Улов был хорошим и мы собирались уже уходить домой. Я хотел вытащить свой желис-удилище из воды, как почувствовал резкий рывок и меня потащило в камыши. Не упуская удилище я позвал братьев на помощь. Пока они подбежали ко мне, я уже стоял по пояс в воде. И только общими усилиями мы вытащили огромную щуку на берег. И только после того, как её оглушили, нам удалось справиться с ней. Юзом дотащили до интерната на весы. Щука, заросшая мхом, потянула за 13 килограммов. Длина 1 метр 60 см. Помню как сейчас».

В 1946 году Садыка Шакеловича назначили председателем сельского совета поселка Чижа І. Но этот случай на рыбалке он запомнил и при случае рассказывал на досуге, тем самым поднимая значимость села Аяк, как лучшее место для рыбалки. Но и сейчас рыбаки говорят, что крупную щуку можно поймать только в Аяке. Сетями большую щуку не поймаешь, она как торпедо прорывает сети оставляя за собой  огромные дыры. Ещё одним природным богатством Аяка являются дикие кабаны. Вокруг множество копа с высокими зарослями камыша. Одна из них почему-то названа «Орыс қопа». Вот там-то облюбовали себе место дикие кабаны. Их можно увидеть в любое время года. Видимо мягкие, сочные коренья куги и камыши - лучший корм для кабанов зимой и летом. Посередине «Орыс копа» большой плес с водой - водопой для кабанов. Сейчас охота на кабанов запрещена. Но тогда во время войны и после неё, без всякой лицензии охотники отстреливали кабанов по возможности и сдавали в общепит. Вес их достигал сто и выше килограммов. Мясо давали детям в интернате, в сенокосные бригады, многодетным семьям. Для добычи мяса кабана организовывались охотничьи бригады-любители. Особей стрелять запрещалось. Но даже охота не сокращала количество кабанов. Они были и в других местах камышитовых зарослях, в крупных и мелких «қопа».

Как я отмечал ранее в 1932 году центральная усадьба совхоза им.Исаева была в п.Жумалы, но большой пожар уничтожил все строения. Тогда руководство района приняло решение, новое место центра совхоза строить на излучине речки Чижа І, ближе к райцентру. Это то место, где сейчас стоит с.Атамекен. В 1936 году была построена из самана новая школа с клубом в одном здании. Семилетка из с.Аяк переехала сюда, а в Аяке осталась четырехлетка. Первым директором школы был Киматов К.К. Выходцы из Аякской семилетней школы снискали славу во время Великой Отечественной войны на фронтах и в тылу. Поднимали экономику страны после военной разрухи. Многие из них были награждены правительственными наградами. Их опыт и знания приняли и принимают наша славная молодежь. Сейчас село пришло в упадок. Нет и с.Аяка.

Молодежь стремиться попасть в города. Мне бы хотелось спросить? А где же ваш патриотизм? Любовь к малой родине? Кто если не вы будете поднимать сельское хозяйство, растить хлеб, учить детей, лечить людей, водить трактора и комбайны? Без деревни не выживет и город. Любовь к своей малой Родине, к её рекам, озерам, к её дикой природе, к родному селу, где родился и учился, работал и исходил каждую тропку- это и есть патриотизм. Верьте, село возродится заново. Мы старшее поколение уверены, все наши начинания и старания обернуться прочными знаниями и профессиональными навыками для молодежи. Ваша активная жизненная позиция, ваш труд должны быть направлены во имя процветания Республики Казахстан. Мне лишь остается выразить надежду, что знакомство с историей Таскалинского края, поможет сегодняшней молодежи перенять все хорошее от тех, кто создал эту историю, поможет внести свой вклад в ее дальнейшее развитие. Жизнь-то продолжается. Но память о маленьком клочке земли нашего района, о котором я описал, будет жить в нашей памяти и в памяти наших потомков. Свою историю должны знать все. Без прошлого не будет и настоящего. Без настоящего не будет и будущего.

Краевед Галим Хисаметдинов,

Аяк-Атамекен-Таскала

1913г.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале