29.12.2022, 11:30
Просмотры: 56

Осторожно: Мошенники рядом!

В нашей стране десятки людей сталкиваются с мошенничеством. Это и всем известные финансовые пирамиды, и телефонные звонки якобы от службы безопасности банка, и покупка товаров через интернет на поддельных сайтах. Аферисты продолжают играть на человеческих слабостях, на желании легких денег или страхе потери накопленных годами сбережений.

1moshenniki-1920x900

С развитием интернета участились случаи обмана в информационных сетях. Мошенники используют любые возможности для получения доступа к компьютеру пострадавшего, при помощи ложных сообщений, размещенных на различных сайтах, заставляют человека предоставить собственные реквизиты. Чтобы предостеречь людей от хитросплетений мошенников расскажу об одном, можно сказать, типичном случае, который произошел в Шынгырлау. Из этических соображений имена и фамилии мошенницы и пострадавшей не будут названы.

Ряд учреждений сейчас осуществляет оказание государственных услуг населению в электронном виде. Оказывается, настороже быть следует всегда, даже пользуясь таким проверенным ресурсом как госуслуги. Вход в программы производится с помощью паролей и индивидуального идентификационного номера (ИИН) услугодателя, т.е. работника учреждения. Поэтому личные данные каждого работника сохранены в компьютере и доступны. Гражданка С., воспользовавшись данными своей коллеги, в мае месяце этого года оформила на нее потребительский онлайн-кредит в МФО «Фридом-кредит банк», который находится только в Алматы. Его представительств в других близлежащих городах нет. Заявка на кредит была отправлена. Банк одобрил заем. Оставалось только подтвердить фотографией, которую гражданка С. сделала в тайне от своей коллеги. Банк отправил сумму в 999 660 тенге. Первые 4 месяца кредит оплачивался, а в октябре пошла просрочка. Сотрудник департамента по работе с проблемной задолженностью стал звонить гражданке М., что имеется задолженность по кредиту. Потом на WhatsApp гражданки М. пришло сообщение с ее же данными: ИИН, сумма, дата займа и фотография, которую технично сделала гражданка С. Гражданка М., обратившись в народный банк, убедилась, что имеется задолженность по кредиту, который по условиям договора должна оплачивать до мая 2025 года по 49 000 тенге ежемесячно.

Первая реакция: шок! Что делать? Алматинский банк никакую информацию больше не предоставлял. Единственное, написали: «Если вы не оформляли кредит, обратитесь в правоохранительные органы. Этим вопросом будет заниматься служба безопасности банка». Что и сделала гражданка М. Зацепкой во всей этой комбинации была фотография потерпевшей, которую прислал банк. Для беседы вызвали гражданку С., которой отпираться было уже бесполезно. Она во всем созналась. Оформить онлайн-кредит было не трудно. Сложнее было сделать фотографию жертвы, по которой банк одобрил заем. Если бы регулярно производился возврат кредита, может быть, еще не скоро разоблачили бы мошенницу. После всех разбирательств мошенница за один день вернула всю сумму в банк и погасила кредит. Для мошенников нет ничего святого. Работать в коллективе, общаться с тем человеком, которого обманула, надо быть очень тонким психологом, чтобы не выдать себя, не вызвать подозрения. Не думая ни о своем будущем, ни о детях, которые узнают, что мама мошенница, ни о людях, с которыми встречаешься ежедневно. Как смотреть им в глаза?

К большому сожалению, азарт легкой наживы берет верх. С другой стороны, гражданке М. повезло, что мошенница оказалась рядом и во всем созналась, вернула деньги в банк. Как правило, такие случаи трудно раскрыть. Старший участковый инспектор отдела полиции Чингирлауского района, майор полиции И. Кива прокомментировал эту проблему: «Мошенники – хорошие психологи и манипуляторы. Они талантливые коммуникаторы и умеют располагать к себе. Мошеннические операции и действия продумываются вплоть до мельчайших деталей и могут ввести в заблуждение даже самого осторожного и бдительного человека. Главная их задача – вызвать доверие жертвы, чтобы потом заполучить его деньги. Сотрудниками отдела полиции проводится большая разъяснительная работа среди населения, расклеиваются листовки предупреждающего характера, публикации в средствах массовой информации».

Сегодня криминальные операции мошенников вышли на новый уровень с активным применением информационных и цифровых технологий, созданием поддельных сайтов. Я была свидетелем случая, в результате которого пострадала жительница нашего района гражданка А. Находясь в г. Соль-Илецке Оренбургской области, через интернет выписала три женских костюма, оплатила. На почту посылка пришла через месяц – картонная коробка, обклеенная лентой с логотипом «Почта России». Больше никаких опознавательных знаков, обратного адреса не было. Когда вскрыли коробку, внутри лежало штапельное платье детского размера и пять кусков гипсокартона для веса. Найти сайт, с которого произвелся заказ, было уже невозможно.

Преступники постоянно развиваются, очень успешно придумывают новые способы обмана и получения огромных денег. Сейчас, конечно, некоторые люди значительно просели в доходах: кто-то потерял работу, да и высокая инфляция снизила в целом уровень жизни наших граждан. Многим кредиты стало гасить сложнее или даже нечем. Чтобы платить по своим счетам и не ухудшить кредитную историю, люди начали искать возможности перекредитоваться, взять в долг. И тут очень удачно появляются предложения очередных аферистов, готовых одолжить нужную сумму практически любому, несмотря на имеющиеся долговые обязательства и платежеспособность. Хватаясь за такую соломинку, человек сам роет себе долговую яму. Ведь чаще всего условия такого кредита крайне невыгодные – проценты высокие, пеня за просрочку огромная. Да и «выбивать» потом такие долги могут не самым приятным способом – запугивая и угрожая близким. На самом деле возможность платить по действующим кредитам есть. Можно обратиться в свой банк и честно признаться в сложившейся ситуации. Возможно, банк предложит рефинансирование или реструктуризацию долга. Да и государство поддерживает заемщиков, попавших в сложную финансовую ситуацию, – можно оформить ипотечные или кредитные каникулы, сделать отсрочку.

Всегда нужно помнить, что персональные данные, например, пароль и логин, номера банковских счетов, кодовое слово не следует передавать третьим лицам. Любые попытки взломать, украсть или обманным путем завладеть личными данными должны насторожить. Так что будьте бдительны! Ведь учиться всегда лучше на чужих ошибках!

Надежда Хрипченко,
Чингирлауский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале