12.09.2023, 12:00
Просмотры: 205

Юрта – шедевр наших предков

Музей-заповедник «Хан Ордасы», расположенный в Бокейординском районе Западно-Казахстанской области, занимает особое место в сохранении и передаче историко-культурного наследия будущим поколениям. В его состав входят тринадцать зданий – историко-архитектурных памятников 19 века и три мавзолея (хана Жангира, кюйши-композитора Даулеткерея Шыгаева и ученого-этнографа М-С. Бабажанова). В шести зданиях расположены тематические музеи.

WhatsApp Image 2023-09-12 at 09.41.49

Достопримечательностью музея-заповедника считается резиденция хана Жангира – Ханский дворец, внутри которого находится уникальное собрание экспонатов XIX века. Исторической ценностью считается казахская юрта, находящаяся в одном из залов в центральной части Ханского дворца.

Юрта – уникальный тип легкого переносного жилища, характерный для народов Великой степи, она занимает прочное место в жизни кочевников и стала символом степных народов.

Традиционное убранство юрты всегда поражает любого человека своей красотой и изяществом. Главным убранством юрты всегда был баскур – это широкая, узорная, тканая лента. Баскур является конструктивно важным элементом в архитектуре юрты. Ее функциональное предназначение состоит в том, что он стягивал жерди (уыки) и решетчатые перегородки (кереге) по всему периметру юрты.

Баскур выполнял и декоративную роль в интерьере. Деревянный стык между уыком и кереге получается очень неприглядным. Поэтому его прикрывали яркими, колоритными баскурами. Они придавали юрте праздничный вид. Длина баскура должна быть достаточной, чтобы обтянуть юрту вкруговую. Обычная ширина 20-30 см, но встречаются ленты и до 45 см. Богатство такого декора говорит о статусе владельца дома, поэтому у зажиточных казахов можно было встретить не один, а два или даже три баскура. Наиболее распространенным был безворсовый баскур (қызыл баскұр) с традиционной орнаментацией узором в виде рогов (қошкар мүйіз, сыңармүйіз) по сторонам ромбов. Нередким был пестрый баскур (ала баскұр), отличавшийся от кызыл баскура многоцветными узорами, заимствованными из коврового орнамента. Очень красивым был полуворсовый баскур (ақ баскұр). Его основа ткалась в виде гладкого белого полотна, а узоры – приемом ворсового ткачества, то есть завязкой ворсовых узлов на гладкой основе.

юрта (1)

Чтобы изготовить баскур, прежде всего начинают с заготовки шерсти. При выборе шерсти для ткачества учитывалась крепость, длина, мягкость, цвет и блеск. Процесс подготовки сырья трудоемкий и подразумевает следующие этапы: стрижка шерсти, мойка, окраска, расческа или теребление, изготовление пряжи. Шерсть весенней стрижки овец «жабағы жүн» с давних пор служила у казахов основным и единственным сырьем для ткачества вообще, так как ее волокна значительно длиннее и качество нити соответственно лучше. Важным звеном технологической цепи подготовки материалов является процесс окрашивания пряжи. Для того чтобы получить цветные нити использовали растительные элементы: плоды, корe деревьев, траву и цветы. Нитки должны быть насколько красивыми, настолько и прочными. Благодаря высокому качеству тканые изделия служили нескольким поколениям подряд.

Создается баскур на специальном узконавойном ткацком станке – урмек (өрмек). Подготовка станка к ткачеству – это один из ответственных моментов, от которого будет зависеть весь последующий процесс ткачества. Станки представляют собой несложные конструкции. Материалом для станков обычно служили жерди – стволы небольших в диаметре деревьев. Размер станков определяется размером будущего изделия.

Более десяти баскуров хранятся в нашем фонде музея-заповедника «Хан Ордасы». Один из них является ак баскур под регистрационным номером 526 шириной 17,06 см, длиной 37 м. Данный ак баскур украшает юрту, расположенную в Ханском доме. Внимание посетителя, вошедшего в юрту, сразу же привлекает эта декоративная лента, создающая своим разнообразием орнамента и богатством цвета особый колорит в интерьере юрты. Изделие украшено разными видами национальных орнаментов, истоки которого, по данным археологических исследований, уходят в глубокую древность (зооморфный, растительный и геометрический). В ак баскуре присутствуют такие казахские орнаменты, как қошқар мүйіз, балдақ, қармақ, ботакөз, сплетенные симметрично из основных цветов цветовой гаммы. Ведущим цветом в казахских тканых изделиях является красный цвет. Красный цвет по природе своей очень активен и даже агрессивен, находиться в абсолютно красном интерьере, по меньшей мере, тягостно. Несмотря на то, что в казахских тканых изделиях чаще преобладает красный цвет, он воспринимается совершенно спокойно. Использование природных красителей, умение гармонично сочетать цвета, делают работы легко воспринимаемыми. Красиво вытканные орнаменты на баскуре придают не только красоту, но и имеют свое значение. На этом тканом изделии вместилось, по меньшей мере, пять качеств: неотъемлемая функциональная значимость, декоративная роль в интерьере юрты, обрядовая, религиозная и охранительная. Богатство и разнообразие орнаментального декора тканного произведения, его колористические характеристики отражают богатый внутренний мир кочевого народа, подчеркивают тонкое чутье и неисчерпаемую фантазию казахской женщины, которая находила в себе силы и желание создавать прекрасное.

Можно сделать вывод, что казахский народ в совершенстве владел навыками организации жилого пространства. Юрта – не просто жилище, она – образец порядка и гармонии. Каждая вещь знала свое место в интерьере, лишних вещей не было – это было не практично для кочевого образа жизни.

Большая часть жизни кочевника проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была показателем искусства и достатка ее владельца. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента – здесь каждая вещь, имеющая свое утилитарное, функциональное значение, способствовала своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности. Века, годы поглотили имена многих мастериц, создававших прекрасные вещи. Но сохранившиеся в музеях и как семейные реликвии предметы быта говорят о том, насколько велики были в своем мастерстве и искусстве наши предки.

Айымгул Мендрасимова,
методист Западно-Казахстанского областного историко-культурного,
архитектурно-этнографического
музея-заповедника «Хан Ордасы»

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале