Дети войны – это особое поколение. Это дети без детства. Они вынесли на своих детских плечах непосильную ношу военных лет. Их беззаботная и счастливая жизнь оборвалась в 1941 году. Вместо того, чтобы играть в детские игры, они рано повзрослели. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов, старших братьев, дедов. Они стояли у станков и наряду со взрослыми работали в цехах, брали в руки лопаты, грабли и шли работать в поле. Косили и увозили с полей сено, зимой везли дрова из леса. Весной помогали взрослым пахать, сеять, а осенью убирать с полей урожай. Дети войны жили в жутких условиях, голодали, мёрзли, многие остались сиротами.
В 1936 году на территории Чингирлауского района был открыт детский дом им.Кирова. В детском доме разместили воспитанников в возрасте от 7 до 15 лет. Это дети, родители которых погибли, защищая Родину от фашизма, которые страдали в сталинских лагерях и тюрьмах. Когда началась Великая Отечественная война, детский дом стал пополняться новыми воспитанниками. Дети прибывали из Винницкой, Черниговской, Харьковской, Киевской областей Украины, из Кишинева, Гомеля, Курска, Тулы, Сталинграда и других городов и сел, оккупированных фашистами. Некоторых успели вывезти прямо из под бомбежек. Жизнь этих детей можно было разделить на два этапа - жизнь до детдома, в семье с любящими родителями и после, в один миг осиротевшими. Многие дети прибыли плохо одетыми, без обуви. Сердце сжималось от боли при встрече с этими ребятами. Кроме страха перед голодом, холодом, неизвестностью, было в их глазах, что-то внушающее ужас – грохот взрывов, разруха, гибель родителей, пустота и одиночество. Этим детям из детства пришлось шагнуть сразу во взрослую жизнь. Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. Многие дети тогда не знали, что такое игрушки. Директору детдома Погореловой приказано «определить всех воспитанников школьного возраста в две Чиликские школы, обеспечить их учебниками, письменными и учебными принадлежностями. При общежитиях организовать, оборудовать комнаты для подготовки уроков.., наметить в плане работы воспитателя конкретные мероприятия по Отечественной войне,…охватить трудовым обучением всех воспитанников от 12 и старше лет, а для 8-12 летних организовать рабочие комнаты и привить элементы трудовых навыков, а переростков немедленно трудоустроить в колхозы и совхозы. Строго соблюдать финансовую и штатную дисциплину. … Перестроить на военный лад работу комсомольской, пионерской организаций, детского совета, добиться организации соцсоревнований, товарищеской взаимопомощи в учёбе, в трудовых процессах, в кружковой работе, в организации выпуска стенной газеты, бережное отношение к госимуществу.
25 февраля 1942 года на заседании исполкома Чингирлауского райсовета депутатов трудящихся рассматривался вопрос о состоянии воспитательной работы и материальном обеспечении детского дома и состоянии детей. В документах исполкома говорится: «Детский дом находился на областном бюджете. Средствами регулярно обеспечивали. На содержание 1 детдомовца отпускается 2760 рублей, из них 1405 руб. - питание и 500 рублей - обмундирование. Овощами обеспечены. Заготовку жиров и мяса не производили. Сеном и топливом обеспечены полностью. Одежды и постельного белья не хватает. На 32 детдомовца имеется 90 штук пальто, 130 одеяла, 15 комплектов простыней. За 1941 год получено только 7 пар валенок. Кожаной обуви совершенно нет. Имеется подсобное хозяйство: 8 дойных коров, 8-рабочих быков, 1 производитель, 13 голов молодняка, 2 лошади, 2 свиньи, всего 34 головы. Сельхозинвентарь: 3 косилки, 4 фургона, 2 плуга, 1 машинный двигатель. Имеется земельный участок 449га сенокоса, пастбищ, плантации и пахотной земли. Посуды нет. В связи с нехваткой постельного белья среди детдомовцев завшивленность. Дети не обеспечены учебно-наглядными пособиями, в результате этого не посещали школу».
Директором подсобного хозяйства до 1941 года был Понасовский Михаил Маркович. 7 июля 1941 года Понасовский М.М. был освобожден от занимаемой должности, а хозяйство передано в артель «Труд». Директорами детского дома в разные годы работали Погорелова (1942г.), Котова Мария Гавриловна (1944г.), Байбулатов, Прянина, Гаршин (1945г.), Джанекешев Фаизхан (1946г.), Красах Георгий Афанасьевич (1946г.), Сисенгалиев Куандык (1946г.), Султангалиев (1947г.), Доскалиева (1954г.), Бичевин В.М.(1955-1958гг.).
К тому времени в других районах области так же были открыты детские дома. В Урдинском (ныне Бокейординском) районе детдом имени Н.Крупской, Теректинском, Джанибекском, Тайпакском (Кызылжарский и Новопавловский детдом), Круглоозерновский детдом и №2 в городе Уральск.
В детском доме завхозом работала Козлова Пелагея Ильинична. В то время ей было уже за 50. Нынешние 50-летние женщины, конечно, выглядят моложе. А она тогда для всех воспитанников была и мамой, и бабушкой. Родилась она в Кувандыкском районе Оренбургской области в 1893 году. Жили зажиточно, отец даже нанимал работников. Мать всегда варила много каши и кормила всех досыта, и своих, и чужих. Отец Пелагеи Илья Козлов торговал дёгтем и часто приезжал на базар в Чилик, а потом вся семья перебралась сюда. Когда в Чилике открыли детский дом, Пелагея пошла туда работать завхозом. В детском доме дети всегда испытывали дефицит одежды и обуви. Хотя со временем развели подсобное хозяйство. Весной выделенная земля в основном была засажена овощами, картошкой. На полях работали все дети, конечно не без помощи взрослых. Старшие пахали и сеяли, младшие работали на прополке, ну а уборкой урожая осенью занимались все. На рабочих волах ездили в Оренбург за продуктами и мануфактурой. На одну поездку уходило несколько дней. Кормили детей неплохо, но школьных принадлежностей катастрофически не хватало. Дети, которые учились в первую смену, после занятий отдавали свои школьные портфели и учебники тем, кто идет во вторую смену.
Пелагея Ильинична день и ночь шила одежду для детей. Своих в семье было пятеро, но они жили с родителями, а детдомовские «натерпелись», она все это понимала и жалела их. Вечерами старшие девочки с увлечением помогали Пелагее Ильиничне шить и перешивать одежду. Отрезков ткани хватило на новые воротнички для школьной формы, кое-какую домашнюю одежду. Из совсем маленьких лоскутков мастерили тряпичных кукол. Обычно, уложив детей спать, Пелагея Ильинична просматривала их одежду, штопала, чистила. Не всегда одежда подходила детям по размеру, и она перекраивала, перешивала, неожиданно открыв у себя талант портнихи. Таким образом, решались два вопроса – трудовое обучение и бытовые проблемы. Беда была с отсутствием ткани и ниток. У Пелагеи Ильиничны сын добровольцем ушел на фронт, за него душа болела, но она стремилась помочь детям, у которых война унесла жизни родителей, старалась сделать всё возможное, чтобы сироты ни в чем не нуждались: были одеты, обуты, накормлены. Она думала, как же их отогреть хоть немного, растопить сердца, порадовать, успокоить, пожалеть обиженных, усмирить агрессивных. Она старалась создать, насколько это возможно, домашние условия, чтобы дети почувствовали, что здесь теперь их родной дом, здесь их семья! В августе 1960 года районный детский дом был закрыт, а оставшихся воспитанников распределили по другим детдомам области и города Уральска.
Когда Пелагея Ильинична вышла на пенсию, она продолжала общаться и помогать детдомовским детям. Она дожила до 89 лет и многие выпускники, будучи взрослыми, часто навещали свою Ильиничну. В ее большом и добром сердце материнской любви хватило на всех детей. Она всем была рада, встречала, поила чаем, угощала тем, что было, хотя жила очень скромно, как все советские люди того времени.
Детский дом – это след в судьбе многих детей военного лихолетья, который никогда не сотрется из памяти.
Надежда Хрипченко,
Чингирлауский район