31 мая – День памяти жертв политических репрессий и голода
В преддверии этой печальной даты мы вспоминаем о страшных событиях, которые происходили в спецлагерях в годы репрессий тридцатых годов по всей стране. Ведь Казахстан тогда поистине превратился, можно сказать, в большую тюрьму. Такой лагерь находился и на территории нашего района в с. Придорожное.
По некоторым сведениям, в этом селе действовала колония для мужчин. Женская колония располагалась примерно в 3 км от него,на территории бывшего тогда села Кубенсай.
В ноябре 2020 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «О государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий». Соответствующим постановлением Западно-Казахстанского областного акимата в январе 2021 года была создана и в нашей области аналогичная региональная комиссия. В разное время с местным краеведом, библиотекарем ст. Алгабас Жумазией Кожамуратовой, в поисках свидетельств о прошлом, на месте бывших лагерей побывали руководитель региональной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, руководитель областного центра истории и археологии Жантас Сафуллин; член этой комиссии, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Уральского ЗКГУ им. М.Утемисова Альфия Байболсынова;редактор городской газеты «Талап», радиоведущий Сергей Добряев; корреспондент Алла Литвинчук и др. Каждый из них внес свою лепту, чтобы пролить свет на это белое пятно в трагичной истории края.
По словам местного жителя Самиголлы Пазылулы, среди заключенных лагеря были представители интеллигенции, осужденные за воровство в колхозах и совхозах (преимущественно зерна, чтобы не умереть с голода), люди, доносившие друг на друга. Сидели здесь и руководящие работники сельской местности по доносам. Об этом в свое время ему рассказывали родители и старожилы села. Они и поведали, что в Придорожном были расположены бараки для заключенных, карцер, склад для хранения овощей, сторожевая башня. Недалеко находилось и кладбище, где хоронили умерших заключенных. И поныне здесь сохранились карцер и бывший овощной склад. Но о них чуть позже.
Рассказывали также, что ежедневно женщины из лагеря Кубенсая пешком приходили в Придорожное для работы на плантации. Работу начинали ранним утром и заканчивали поздним вечером. И тут услужливое воображение выдает, как с первой зорькой понурые, полусонные заключенные шли на работу, образуя длинную колонну, в сопровождении вооруженных НКВД-шников и овчарок.
Позволим немного исторической справки: «За годы репрессии в лагеря Казахстана было сослано более 5 миллионов человек. По некоторым данным, общее число заключенных значительно превышает эту цифру. За годы репрессий в Казахстане было осуждено 100 000 человек, к 25 000 из них была применена высшая мера наказания - расстрел». (По данным из интернета).
-Людей тогда за малейшую провинность сажали в тюрьмы. В этом учреждении, что находилось в с. Придорожное, отбывали сроки за такие «преступления», как горсточка зерна, положенная в карман, в надежде покормить этим детей; небрежное слово, оброненное в адрес правительства; опоздание на работу; донос соседа и др. Об этом в свое время рассказывали местные старики. Но мы их тогда плохо слушали, были молодыми. Но кое-что в памяти сохранилось из разговоров на завалинке стариков того времени, - вспоминает Самиголла Пазылулы.
Вспоминал он и жительницу Алгабаса, все называли ее бабой Липой, ОлимпиадуКрасильникову. Сельчане немного побаивались суровой и мрачной на вид бабушки. Но кто близко знал ее, говорили, что это была душевная женщина, просто судьба у нее оказалась жестокой. Рассказывали, что ее муж погиб на фронте. Баба Липа одна растила двух малолетних сыновей. За кражу ведра зерна для страдающих от голода детей, ее приговорили к 7 годам лишения свободы, и отбывала она наказание в лагере, которая на карте у Альфии Байболсыновой,ученого-историка, он значился как «Сталинка Ж.». И только в 1953 году она получила свободу. Перенесенные ужас и горе навсегда наложили отпечаток на ее внешнем облике.
А вот из воспоминания жителя села Придорожное Шарафата Кусаинова, который родился в 1950 году в селе Кубенсай. Они детьми играли на останках зданий бывших лагерей, куда родители, уходя на работу, строго-настрого запрещали даже приближаться, так велик был страх прошлого. Эти места сельчане обходили за версту, считали их проклятыми: столько горя, море пролитых слез, физических и душевных страданий перенесли здесь люди.Однако для детей они всегда были зоной притяжения. На месте лагеря «Сталинка Ж.» имеется возвышенность, где находились сторожевые вышки. С них круглосуточно велось наблюдение за заключенными. По некоторым данным, в лагерях содержались от 2 до 5 тысяч заключенных.
Супруга Шарафата Айжанрассказывала, что вэтом учреждении отбывал наказание мужчина с Актау, как потом оказалось,он был наделен целительскими способностями, одним словом, аулие. Здесьже он умер и был похоронен. Спустя годы его потомки, при помощи архивовАлматы и Москвы, все же нашли место его захоронения и воздвигли мазарнад могилой. Один из участников строительства того самого мазара, местный житель Жангали поведал, когда построилинадгробное сооружение, придя на следующий день, чтоб завершить недоделки,увидели, что все кирпичи таинственным образом оказались разбросаны. Снова подняли стены. На следующий день история повторилась. Испугавшись такого необычногоявления, позвали муллу. Тот, почитав подобающую случаю молитву, посоветовал им расширить зонупостройки и сделать погост круговым. Священнослужитель предположил, что тут должно быть не однозахоронение. И только когда последовали его совету, мазар был построен окончательно.
Сохранившиеся в с. Придорожное карцер и овощехранилище остались молчаливыми свидетелями тяжелых испытаний, через которые прошли заключенные. Совсем недавно позвонил житель села Пугачево Бурлинского района Куанай Изгеков, в прошлом житель села Придорожное. Он сказал, что просмотрел снятое ранее видео в ютубе на канале «Алгабас. Библиотека», посвященноетематике лагеря в Теректинском районе. Он сказал, что есть некоторые неточности.С его слов, детьми они играли именно на месте бывшего карцера и даже находили там какие-то предметы, возможно, оставшиеся от узников, заключенных во времена репрессий. Отец Куаная рассказывал, что здесь сидели жертвы политических репрессий. А чуть поодаль, где мы в предыдущих своих видеороликах показывали как карцер, на самом деле являлся овощным складом.
- При желании можно все эти свидетельства раскопать и сделать музей под открытым небом. Они сохранились, присыпанные землей. Нужно лишь провести раскопки. Я даже прихватилс собой инструменты, на случай, если нужно будет продемонстрировать, как это можно сделать, - сказал Куанай при встрече в с. Придорожное и стал немного прикапывать.
Он показывал, где, по его мнению, находился карцер, а где – овощехранилище. Куанай выразил пожелание, чтобы не остались забвенными страдания стольких казахстанцев в злосчастных тюремных колониях с.Придорожное.
Мы еще не раз будем возвращаться к этой теме, искать живых свидетелей, очевидцев печальных событий, потомков тех, кто испытал на себе жестокое наказание лагерем для заключенных и рассказывать об их свидетельствах. Ведь это нужно живым.
История исправительно-трудового лагеря в с. Придорожное напоминает нам о важности помнить прошлое, чтить память жертв репрессий. И только благодаря усилиям исследователей мы можем узнать больше о прошлом, сохранить его в памяти, чтобы извлекать уроки для настоящего и будущего.
Нурзия Сисенбаева,
Жумазия Кожамуратова,
сельский библиотекарь ст. Алгабас