18.09.2024, 9:45
Просмотры: 247

Строительство АЭС: мнение эксперта особенно важно

В  свете грядущего референдума и жарких обсуждений, которые разгораются в обществе, наиболее актуальной становится информация не столько от так называемых лидеров общественного мнения, сколько от людей, которые действительно знают что такое атомная энергетика и ядерные технологии. Мы сделали подборку из наиболее часто встречающихся вопросов и попросили ответить на них директора филиала Института ядерной физики Владимира Александровича Новозенко. 

Новозенко (1)

- Владимир Александрович, 6 октября в стране пройдет референдум, который был инициирован Главой государства. Народу Казахстана предстоит сделать выбор в пользу строительства АЭС или выступить против. Какого мнения придерживаетесь Вы?

- Я являюсь сторонником строительства атомной электростанции в Казахстане, безусловно. Тот вопрос, что Казахстану нужна энергия, вопросов никаких уже не вызывает.Потребление энергии растет где-то по 3% в год. По итогам прошлого года Казахстан закупил энергию у своих соседей на 100 млрд тенге. Это большие суммы, и они будут только расти. Нам нужно энергетику свою развивать.Сейчас у нас 70% генерации осуществляется на угольных электростанциях. Если посчитать еще станции на газе и нефти, это 85% тепловой генерации.Но дело в том, что Казахстан взял на себя обязательство прийти к углеродной нейтральности к 60-му году. А тепловые станции грязные. То есть они выбрасывают в окружающую среду огромное количество парниковых газов. Я уже не говорю о том, что образуются сотни тысяч тонн отходов. Поэтому вводить в строй тепловые мощности нежелательно. Их нужно как раз будет со временем выводить из эксплуатации.

Нам надо ориентироваться на зеленую энергетику. Что это? Гидроэлектростанции. Но в Казахстане нет столько гидроресурсов, чтобы восполнить наши потребности за счет ГЭС. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Это очень хороший вариант. На самом деле он сейчас в тренде. ВИЭ развиваются, в том числе и у нас в Казахстане. Но есть большая проблема - ненадежность.Они очень сильно зависят от погодных условий и не могут обеспечить бесперебойную подачу энергии. ВИЭ относятся к так называемым маневренным мощностям. Они хороши для прохождения пиков потребления, где-то в каких-то регионах добавить энергии в общую энергосистему. А нам нужна базовая генерация. И тут только один вариант остается. Атомная электростанция.

- Многих беспокоит проблема с радиоактивными отходами.Как происходит их утилизация?

- Проблема радиоактивных отходов, она немного обросла некими мифами. Можно слышать такие высказывания, что мы оставим потомкам горы радиоактивных отходов. Ну, давайте вместе подумаем. На АЭС, конечно, образуютсярадиоактивные отходы. На один гигаватный реакторв год образуется примерно 50 тонн отходов. Срок эксплуатации станции 60 лет. То есть всего образуется 3000 т. Это что, горы? Для примера: по оценке энергетиков, угольная генерация в России за всю историювыдала где-то полтора млрд тонн золоотвалов. Вот это горы.

Отходы атомной электростанции бывают жидкими и твердыми. Твердые уже давноне считаются отходами. Они содержат большое количество урана, образовавшегося там плутония и рассматриваются в качестве топлива для реакторов следующего поколения. Поэтому они не утилизируются, а хранятся для дальнейшего использования в энергетике.

- Владимир Александрович, один из моментов, интересующих обывателей, это персонал станции. Сможет ли Казахстан эффективно обучать своих специалистов?

- Давайте вспомним для начала, что в Казахстане с 1973 по 1999 год эксплуатировалась энергетическая ядерная установка реактор БН-350 в составе Мангистауского атомно-энергетического комплекса (МАЭК). Сейчас в стране работает три ядерных исследовательских реактора: два в Курчатове и один находится в Алматы при Институте ядерной физики. О последнем стоит побольше рассказать. Этот реактор ВВРК за исключением отсутствия энергетической части практически аналогичен тому, который предполагается строить в Казахстане. За всю историю энергетики не было ни одного аварийного случая на реакторах такого типа.Системы управления, системы безопасности и контроляаналогичны. И всем этим хозяйствомуправляет наш персонал, который обучался в наших (казахстанских) вузах и получил практику именно по управлению нашим реактором.

Что касается теоретической подготовки, в Казахстане шесть вузов именно занимается подготовкой специалистов по таким направлениям. На бакалавриате, магистратуре и докторантуре обучается порядка 9000 человек. Из них 250 по направлениям ядерная физика, ядерная энергетика, материалы для ядерной энергетики.Поэтому говорить о том, что у нас нет специалистовне совсем корректно.

Для работы на АЭС требуется персонал в 2000 человек, из них почти 400 специалистов по ядерно-физическому профилю для атомной отрасли. Я думаю, мы способны подготовить такое количество персонала для работы на нашей станции.

- Так случается, что люди предпочитают доверять блогерам, которые даже не утруждают себя изучением темы и сразу выдают за аксиому свое мнение. Может Вы дадите какие-то рекомендации?

- Есть доступные официальные источники информации, где разъясняют необходимость и безопасность такого источника энергии, как АЭС. Но почему-то люди склонны верить провокаторам, которые начинают облекать все это в оболочку каких-то проблем. Будто тот, кто построит, сможет иметь рычаги влияния; что мы загрязним окружающую среду огромным количеством отходов, и все будет радиоактивным вокруг. Например, некое утверждение, что в случае строительства АЭС возле Балхаша озеро загрязнится, обмелеет и станет радиоактивным. Есть же четкие расчеты. Они показывают, что вода, использовавшаяся для охлаждения теплоносителявторого контура, чистая и не радиоактивна. То есть никакая радиация не будет поступатьв Балхаш.Единственный минус, который можно усмотреть, то, что вода будет испаряться. Но там всего 0,3% от естественного испарения с площади озера.

- Как Вы считаете, как обстоят дела с экологической обстановкой в нашем районе, где располагается одно из крупнейших в стране месторождений нефти и газа, а также располагаются объекты, курируемые филиалом Института?

- Я считаю, что в районе хорошая экологическая обстановка.У нас нет таких загрязнителей промышленных, которые могли бы нанести существенный вред. Единственный, так сказать, промышленный объект – Карачаганакское месторождение. Но там настолько всё уже поставлено под контроль: выбросы, все источники загрязнения, что о каких угрозах речи не идёт.Например, проводится ежегодный мониторинг по биоразнообразию на территорииместорождения. И по результатам животный мир тут только развивается. Это говорит о том, что раз животные не уходят, значит биосфера чистая на самом деле.

- Владимир Александрович, спасибо за подробные ответы. На фоне обсуждений, связанных с потенциальным строительством АЭС, мнение эксперта особенно важно.

Беседовала Мария Пирог,

Бурлинский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале