Ежегодно в последнее воскресенье октября свой профессиональный праздник отмечают те, чья жизнь неразрывно связана с дорогой. В этом году двойной праздник отметят работники Чингирлауской автобазы, которой исполняется 70 лет с момента образования. Хотя автобаза прекратила свое существование еще в 2001 году, для многих она навсегда оставила теплые воспоминания о тех днях.
Из исторической справки можно узнать что, приказом Актюбинского автотреста №88 от 31.05.1954 года была образована Чапаевская авторота «Союззаготтранс» с местом дислокации: Чингирлауский район, п.Чилик. Затем Приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог КазССР №250 от 24.07.1956 года «О реорганизации авторот Западно-Казахстанского автотреста в автобазы» Чингирлауская авторота реорганизована в Чингирлаускую автобазу. Основные функции и задачи Чингирлауской автобазы заключались в обеспечении народного хозяйства и населения транспортными услугами. Чингирлауская автобаза обеспечивала деятельность предприятий и организаций учредителей на договорной основе в целях полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в транспортных услугах, снижение себестоимости и повышение конкурентности транспортных услуг. А так же проводила единую взаимосогласованную научно-техническую политику в области развития автотранспорта на основе разработки важнейших научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Начальство автобазы обеспечивало население международные перевозки грузов и пассажиров, а так же проводило в интересах учредителей экспортно-импортных операций по закупке и продаже оборудования, материалов, запасных частей и других услуг.
Автобазы в СССР подразделялись на общего пользования и ведомственные. Первые находились в ведении министерств автомобильного транспорта союзных республик и осуществляли перевозки для предприятий всех отраслей, а также централизованные и междугородные перевозки. Вторые принадлежали министерствам, ведомствам, колхозам и совхозам и выполняли все виды технологических и хозяйственных перевозок грузов по обслуживанию конкретных предприятий и строек.
В этом году Чингирлауской автобазе исполняется 70 лет с момента ее основания. Многие бывшие ее сотрудники с гордостью вспоминают те годы, когда были частью этого замечательного коллектива. С момента своего создания автобаза стала неотъемлемой частью жизни нашего района, обеспечивая надежные транспортные услуги для местных жителей и не только.
Как вспоминают сотрудники автобазы, в штате работало более 240 человек. Каждый из них был предан своему делу, и именно дружба и сплоченность стали их главными достоинствами. Водители, диспетчеры, механики и обслуживающий персонал — все работали в одной команде, создавая особую атмосферу. Часто на автобазе трудились целыми семьями, и не редкость было видеть, как несколько братьев или отцы и сыновья работали бок о бок. Это усиливало дух единства и поддержки. Из семейных династий водителей были семьи Мусиных, Ахмеровых, Облаковых, Бикитеевых, Кумысбаевых, Джалетовых, Коваленко, Жумалиевых, Кабаковых, Салмановых, Айталиповых, Ижгалиевы и другие.
В подчинении водителей было 40 автобусов, которые обслуживали дальние маршруты и добирались до самых отдаленных населенных пунктов. Автобусы Чингирлауской автобазы помогали людям добраться до работы, школы и больницы. Это была важная миссия в их работе, и они это понимали.
Как вспоминают водители автобазы, работали посменно, по двенадцать часов. День, ночь, отсыпной и долгожданный выходной. Утром уходишь на смену, в семь утра ты должен быть в автобазе. Отработал дневную смену до 20-00 и домой. Следующая смена на следующий день в ночь. Перед сменой на пару часов ложишься спать, впереди бессонная ночь. Приходишь в автобазу к 19-00 смена до 8-00. В восемь утра приходишь домой и сразу спать. Спишь до обеда, а если есть желание то и дольше. В первое время это было очень не привычно. Не спать всю ночь, а спать ложиться днём. Со временем организм привыкает. Становиться всё равно, когда спать, как говорили тогда в армии: – "Дайте точку опоры и солдат уснёт". Отоспавшись до обеда, просыпаешься с чувством, что завтра на работу не нужно идти. Можно сходить в посёлок прогуляться по магазинам, или просто полежать на диване посмотреть телевизор, послушать музыку. Радость наступает, когда осознаёшь что впереди ещё сутки отдыха. Не нужно рано вставать и бежать в автобазу на работу. Если кто-то с экипажа уходит в отпуск или на больничный, то схема работы меняется. Теперь нужно перекрывать смены напарника. Есть два варианта. Работать день, ночь, отсыпной без выходного. Отоспался после ночи и утром обратно на работу. Второй вариант, это две смены подряд в день, затем две смены подряд в ночь и только потом отсыпной и выходной. Это очень тяжёлый график работы. Хорошо когда машина ходит хорошо, не ломается. В этот момент проще сдал машину напарник, уехал, а ты пошёл домой. Но бывают и сходы. После смены остаёшься в автобазе до устранения неисправности. Когда машина уходит, только потом домой. В ночь с дому уходишь плотно поужинав. В полночь ночной обед, да самый настоящий обед, мало чем отличающийся от дневного обеда. К этому тоже нужно привыкнуть. Обед длится с 00 до 01-00. Теперь до утра. Больше перерыва не будет. Вот так и работали. Отдыхать было некогда, признаются шоферы.
Автобаза также располагала более 120 грузовыми автомашинами, что позволяло эффективно справляться с грузовыми перевозками. Наравне с мужчинами в те годы работали и женщины. Роза Алманова и Таисия Гайнуллина не боялись трудностей мужской профессии и ни в чём не уступали мужчинам. К большому сожалению Роза Аккаримовна ушла из жизни, но о ней помнят ее сотрудники, которые поделились своими воспоминаниями. В 1956 году Роза Алманова пришла работать в автобазу№2, потом ее переименовали в №6. Тогда шоферов не хватало и ей сразу дали автомашину ГАЗ-51. Конечно, трудностей хватало. Дороги были ужасными в любое время года, особенно в распутицу, но она старалась не отставать от мужчин. За своей машиной она смотрела строго, содержала её в порядке. Приходилось и зерно возить, и самые разные грузы – стройматериалы, уголь, овощи. В 1962 году, на полях механизаторы вырастили небывалый урожай. Вот тогда приходилось работать день и ночь и она работала с мужчинами вместе, они буквально падали с ног от усталости. Зерно возили со всех совхозов района.
Вся ее трудовая жизнь была связана с автобазой. В 1967 году ее перевели механиком, потом диспетчером, а затем старшим диспетчером автовокзала. В 1968 году Роза Аккаримовна вышла замуж за Галымжана Алмагамбетова. Он также работал шофёром.
В те годы многие свою судьбу нашли на автобазе, очень многие создали семьи и выстали детей.
Но Чингирлауская автобаза была не только о перевозках. При организации была своя строительная бригада, которая строила жилье для сотрудников. Эти дома до сих пор находятся в хорошем состоянии, где проживают сотрудники автобазы. У них была своя пилорама, где производили древесину для строительства. Это помогало не только укрепить экономику предприятия, но и создавать комфортные условия для жизни коллег.
С теплотой на сердце вспоминают работники автобазы, как сажали овощи на полях. Это был их общий труд, и осенью всех сотрудников обеспечивали овощами на целую зиму.
Чингирлауская автобаза оставила значимый след в жизни региона, и я горжусь тем, что был частью этой истории. В разные годы автобазу возглавляли такие люди как С.Кошельняк, Бояров, Саргужиев, Ундаганов, Бисенов, Харчев, Исламбеков. Среди слесарей трудились Важитов, Сагдиев, Гоптаренко, Бутыльская, Дашутина. В бухгалтерии работали Р.Зайдулина, К.Кумысбаева, И.Жумалиева. Долгое время работали водителями и автобусниками Тулеушев, Ахмедов, Титанов, Днекешев, Кащак, Алмухамбетов, Байназиев. Все они являются частью истории, которая осталась только в воспоминаниях. Сегодня многие сотрудники находятся на заслуженном отдыхе, а некоторых и восвсе нет в живых , но после распада автобазы они все нашли приличную работу, ведь все, кто прошел школу автобазы ценились и имели уважение.
Екатерина Кива,
Чингирлауский район