10.10.2025, 15:30
Просмотры: 282

Цифровизация приходит на помощь строителям

ТОО «ДСК «Приоритет» была опробована инновационная система под названием Asphalt Manager на базе катка марки BOMAG. Зоной апробации стал участок трассы Подстепное – Федоровка – граница с РФ в районе села Бурлин. В демонстрации приняли участие заместитель акима ЗКО Мирас Мулкай, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Мурат Залмуканов, директор филиала Центра качества дорожных активов по ЗКО Рафис Зейнетов, руководитель самой компании Жанна Кенжина, представители официального дистрибьютора спецтехники Komatsu и Bomag.

дороги (9)

Современное дорожное строительство идет в ногу со временем. Его требования уже не ограничиваются профильными специалистами, автопарком и качественными материалами. Этой сфере нужны новые технологии для оптимизации процесса укладки асфальта. И одной из них является система Asphalt Manager на базе дорожной техники от производителя BOMAG. Она представляет собой инструмент для автоматизации и контроля процесса укладки, позволяя достигать более высокой однородности покрытия. Asphalt Manager анализирует множество параметров, включая температуру асфальта, скорость укладки, толщину слоя и давление уплотнения, и автоматически корректирует настройки машины для достижения оптимального результата.

Увидеть эту технику в деле решили в ТОО «ДСК «Приоритет», которое входит в число крупнейших дорожных компаний области. Территорией для демонстрации и пробного опыта был определен наш район, а конкретно участок 72-108 км республиканской трассы, где ведутся работы по реконструкции. Они стартовали в прошлом году со стороны села Облавка. Подрядной компанией выступает «ДСК «Приоритет». В работах задействовано порядка 200 человек. Финансирование выделяется по линии главного недропользователя региона – КПО б.в. Сдача объекта запланирована на 2026 год. Данный подрядчик также занимался реконструкцией участка на 108-144 км, источником финансирования выступал республиканский бюджет.

дороги (1)

«Умную» спецтехнику сопровождал инженер-инструктор Денис ДУДНИК. Его задачей являются обучение специалистов компании работе с системой Asphalt Manager и демонстрация катка в деле. Эта техника германского производства и, по словам специалиста, широко используется за рубежом. Цель компании, которую он представляет, доказать целесообразность и выгоду от использования системы при строительстве отечественных дорог.

- Оператор может в реальном времени видеть, какое у него уплотнение в данный момент, сколько проходов он уже сделал, с какой температурой был закатан тот или иной участок. Эта информация также доступна тем, кто подключается к системе. При демонстрации мы увидели, что необходимое уплотнение было достигнуто на 3-м проходе, при стандарте 6-7. Уменьшение количества проходов означает экономию общего времени, необходимого для реализации дорожных работ, - рассказывает Денис Дудник. - В основном в Казахстане мы этот каток испытывали на ЩМА (*щебеночно-мастичный асфальт). И он показал хорошие результаты.

дороги (11)

Его слова подтвердил и другой представитель дистрибьютора – ведущий специалист по направлению BOMAG Азамат Досжанов. Он подчеркнул, что интеграция системы Asphalt Manager в асфальтоукладчики предоставляет неоценимую пользу для дорожных строителей. И не только потому что позволяет легко отслеживать все ключевые параметры укладки и вносить необходимые корректировки. Система автоматически и моментально формирует отчеты о выполненных работах, что облегчает контроль качества и анализ производительности. Благодаря этому, оператор катка может сосредоточиться на управлении процессом, не отвлекаясь на сложные расчеты и настройки, а также на отчетность перед начальством, которое на расстоянии может ознакомиться с данными. Азамат Досжанов также указал на то, что в Европе такие катки используются даже для проверки плотности основания перед укладкой асфальта.

- Так как у нас Asphalt Manager еще не применяется, мы решили увидеть ее в деле и испытать совместно с НЦКДА (*Национальный центр качества дорожных активов). Демонстрация катка с системой Asphalt Manager у нас проходит на федеральной трассе Подстепное – Федоровка – граница с РФ. На третьем участке 72-18 км. Главное отличие от обычных катков в том, что мы сами задаем параметры, а система определяет, как работать. Это значительно экономит время. И дает качественное уплотнение. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал задание о внедрении цифровизации и новых технологий во всех отраслях. Думаю, что эта система позволит нам значительно улучшить качество работ и сократить сроки работ, - поделилась своим мнением руководитель ТОО «ДСК «Приоритет» Жанна Кенжина.

В процессе демонстрации участники обсудили утверждение представителей дистрибьютора о том, что автоматизированная система позволяет минимизировать риск возникновения дефектов - трещин, неровностей и расслоения. А это, в свою очередь, приводит к увеличению срока службы дорожного покрытия и снижению затрат на ремонт и обслуживание. У директора филиала Национального центра качества дорожных активов по ЗКО было много вопросов по оценке качества результатов.

- Вопрос не в том, сколько проходов сделает такой каток. Он же не в одиночку будет это делать, вместе с ним работают и другие катки. Его можно использовать как финальный. Самое главное, это выдаваемые параметры по уплотнению и то, насколько они будут соответствовать фактическим испытаниям, проведенным с применением кернов. Исключать последние мы не может никак. Есть еще параметры кроме уплотнения - водонасыщение, пористость и т.д. Многое зависит от фракции ЩМА. Американские и европейские технологии позволяют использовать сеты до 4 мм. У нас от 10 и выше. Но сейчас Казахстан идет к тому, что асфальтовые заводы будут модернизироваться и переходить на узкие фракции. Пока таких нет. Но это не означает, что дорожные строители должны отказываться от использования новых технологий. В первую очередь она предоставляет дистанционный контроль за работой и рабочими, что особенно полезно, когда работы ведутся где-то в отдаленных районах, - заявил Рафис Зейнетов.

ЗКО является аутсайдером по качеству дорог среди других регионов. Ситуацию возможно изменить. Но для этого нужно не просто работать, а работать на уровне, применяя качественные материалы и новые технологии. Апробация со стороны «ДСК «Приоритет» показало желание дорожников двигаться в данном направлении. И очень важно, что первый шаг сделан на дорогах именно Бурлинского района.

Мария Пирог,

"Жайық Пресс" 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале