4.05.2020, 17:38
Просмотры: 92

Итоги внешнего анализа коррупционных рисков в ЗКО территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира

 Департаментом Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по Западно-Казахстанской области на системной основе ведется работа по выявлению и устранению причин и условий коррупции.

FAFEAE50-1602-4B58-B3EA-900B98A4D059

В январе 2020 года проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Западно-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира (далее – Инспекция).

В ходе проведения внешнего анализа в деятельности Инспекции выявлены следующие коррупционные риски и недостатки в работе по противодействию коррупции в ведомстве.

Первое. Наличие дискреционных полномочий при наложении взыскания за административное правонарушение.

В соответствии со ст.55 КоАП РК при наложении административного взыскания на физическое лицо, учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие  ответственность.

Если же на юридическое лицо,учитываются характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Данные нормы предусматривают проявление гуманности в виде учета субъективных и объективных обстоятельств, смягчающие и отягчающие ответственность.

Согласно ст.709 уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 138 (частью второй), 142, 143, 337, 339, 366, 367, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382 (частью первой), 383 (частями первой, второй и пятой), 384, 385 (частью первой), 386, 387, 388, 390, 394 (частью первой), 395 (частью первой), 396 (частью первой), 464 настоящего Кодекса.

В ходе анализа обнаружены дискреционные полномочия, которые дают право выбора уполномоченному лицу при привлечении правонарушителя к административной ответственности наложить штраф либо предупреждение.

Учитывая это, полагаем, что данные дискреционные полномочия предоставляющая возможность применения низшего и высшего предела наказания, при отсутствии четких критериев выбора вида взыскания, также определяющие возможность выбора варианта поведения или управленческого решения должностным лицом, создают условия, которые могут привести к совершению коррупционных правонарушений.

К примеру, согласно ст.366 КоАП РК, незаконные раскорчевка, возведение построек, переработка древесины, устройства складов на землях лесного фонда – влекут предупреждение или штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 138(ч.2),339,366,369, 371,375,377,378,379,380,381,382(ч.1),386,387,388 КоАП РК.

Вместе с тем, наличие дискреции при назначении административного взыскания должностным лицом по собственному усмотрению создает коррупционный риск, поскольку у него есть выбор в применении к нарушителю того или иного наказания. При этом законодательно не регулируется  необходимость обоснования принятого решения в виде штрафа или предупреждения, критерии, указанные в пунктах 3, 4 статьи 55 КоАП РК, не оформляются процессуально.

Второе. Прямой контакт услугодателя с услугополучателями в процессе оказания государственной услуги.

Во всех 5 стандартах государственных услуг прием заявления и выдача результата оказания государственных услуг в альтернативе может, осуществляется через канцелярию услогодателя, что создает коррупционный риск при прямом контакте услугодателя с услугополучателями.

Третье. Несоответствие сроков регламента со стандартом.

Сроки оказания государственной услуги в регламенте, утвержденном приказом и.о. МСХ РК «Согласование режима судоходства в запретный для рыболовства нерестовый период, а также в запретных для рыболовства водоемах и (или) участках» от 21 июля 2015 года № 18-03/680 не соответствуют срокам, указанным в стандарте «Согласование режима судоходства в запретный для рыболовства нерестовый период, а также в запретных для рыболовства водоемахи (или) участках» от 30 апреля 2015 года № 18-03/390.

Так если в регламенте сроки оказания услуги с момента подачи документов услугодателю составляет 3 рабочих дня, то в стандарте государственной услуги – 2 рабочих дня.

Четвертое. Отсутствие регламентированного порядка осуществления контрольных функции.

В соответствии с Положением, Инспекция реализует ряд функций, большая часть из которых относится к категории контрольных.

Все контрольные функции инспекции осуществляются путем проведения проверок в деятельности коммунальных государственных учреждений лесного хозяйства области, а также особо охраняемых природных территорий, физических и юридических лиц - лесопользователей.

Детализация проведения данных видов контрольных мероприятий на уровне отраслевых правовых актов отсутствует.

Основополагающие принципы проведения проверок и иных форм контроля регламентированы Предпринимательским кодексом, однако, необходимо отметить, что пп.8 ч.3 ст.140 данного правового акта устанавливает исключительность реализации контрольных функций в рассматриваемой сфере: (действия настоящего параграфа, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 154, статьи 157 настоящего Кодекса, не распространяются на осуществление контроля и надзора, связанного с: соблюдением на особо охраняемых природных территориях и территории государственного лесного фонда требований в области особо охраняемых природных территорий, охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, а также с целью осуществления контроля за несанкционированным изъятием объектов животного и растительного мира»).

На основании изложенного, следует, что проведение любого вида данных контрольных мероприятий выходит за общие рамки действующего Предпринимательского кодекса.

Основным негативным фактором в процессе реализации контрольных функций в сфере охраны леса особо охраняемых природных территорий является отсутствие регламентации механизмов и принципов осуществления контрольных мероприятий – отсутствии форм некоторых документов, конкретных сроков, периодичности, критериев и оснований.

Данные пробелы наделяют уполномоченных лиц дискреционным правом субъективного выбора как реализации отдельных процедур проверок по своему усмотрению в частности, так и условий самого назначения и проведения таких проверок в целом.

Пятое. Отсутствие контрольной функции в положении инспекции.

Инспекцией проводится проверка по выполнению и соблюдению требований пожарной безопасности в лесах, мероприятий по предупреждению лесных пожаров в государственных учреждениях по охране лесов и животного мира ЗКО.

Проводится инвентаризация пожарной техники, проверяется готовность лесовладельцев к пожароопасному сезону и выполнению планов предупредительных противопожарных мероприятий, обеспечение лесопожарных станций противопожарной техникой, инвентарем в соответствие с нормами и нормативами.

При этом такие функции в Положении инспекции, утвержденном приказом ипредседателя Комитета лесного хозяйства и животного мира РК от 20 августа 2019 года №17-5-6/15, не предусмотрены.

Данная функция осуществляется путем проведения проверок в деятельности коммунальных государственных учреждений лесного хозяйства области, а также особо охраняемых природных территорий.

Указанные вопросы анализируются при проведении комплексных проверок деятельности один раз в год, за исключением случаев, когда по данному вопросу поступило обращение (жалоба, заявление либо поручение/требование правоохранительных органов)физического, юридического лица либо имел место случай возникновения лесного пожара.

Полагаем, что отсутствие нормативных актов, регулирующих такие функции, создает условия для коррупционных правонарушений.

Шестое. Отсутствие алгоритма действий осуществляемых процедур контроля.

Ежегодно приказом руководителя Инспекции утверждается план работы на соответствующий год.

Согласно данному Плану, а также имеющимся сведениям о лесопользователях,  Инспекцией разрабатывается график проведения проверок с указанием конкретной даты. Основной формой контроля является проверка.

Преимущественная тематика проверок – соблюдение норм пожарной безопасности.

По итогам проверок оформляется акт о результатах проверки с указанием подтверждения либо отсутствия нарушений, предписание об устранении нарушений, в случае их выявления.

Фактически, согласно сложившейся практике, единственными основаниями проведения контрольных мероприятий является план работы Инспекции, утвержденный приказом руководителя Инспекции.

Таким образом, в Инспекции отсутствует регламентация конкретных оснований проверок, критериев выбора проверяемых субъектов, периодичность и сроки проверок.

Седьмое. Отсутствие регулирующих документов.

Инспекторами инспекции и РГКП ЗРФ ПО «Охотзоопром» при обнаружении павших туш животных (сайгаков) совместно с сотрудниками полиции и ветеринарной службой комиссионно актируется и производится уничтожение путем сжигания. В период с 22 по 24 декабря 2019 года в местах гона сайгаков было комиссионно утилизировано путем сжигание в скотомогильнике 23 туш сайгаков, павших естественной смертью.

Данная процедура не прописана на законодательном уровне, не разработаны определенные действия уничтожения павших туш животных совместно с заинтересованными органами. Кроме того, не предусмотрена процедура по сбору рогов с павших сайгаков и их дальнейшей реализации.  

При этом обстрел сайгаков браконьерами в основном происходит именно из-за рогов этих животных.

Восьмое. Касательно хранения бланков строгой отчетности.

Учет административных протоколов ведется согласно журналу регистрации. Бланки строгой (административные протокола) отчетности хранятся в шкафу юриста инспекции. Сейф для хранения бланков строгой отчетности не предусмотрен.

98891D54-255E-41B6-A6CB-3D38BE7B4E73

При этом согласно пункту 120 параграфа 8 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденным постановлением Правительства РК от 31 октября 2018 года № 703, печатно-бланочная продукция, печати, штампы, подлежащие защите, и средства защиты документов хранятся в опечатываемых сейфах или металлических шкафах.

 Департаментом направлены рекомендации по устранению причин и условий способствующих возникновению коррупционных рисков.

Антикоррупционная служба ЗКО

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале