«В целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача – не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды».
Из Послания Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева
«Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».
Увеличение количества образовательных учреждений, их строительство, особенно в сельской местности, – верный путь к повышению качества образования. За годы Независимости казахстанские педагоги получили существенную государственную поддержку в виде грантов, стипендий. Но для становления конкурентоспособной нации в школьном образовании необходимо повышать стандарты обучения, и об этом говорил Президент Казахстана в Послании народу страны от 1 сентября текущего года.
Сегодня перед сферой образования и науки стоят новые цели и задачи. Для их решения, как известно, утверждена Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы, основная стратегическая цель которой – повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, а также обучение и подготовка личности на основе общечеловеческих ценностей.
На традиционном августовском совещании работников образования Бурлинского района с повесткой «Образование и наука – залог устойчивого развития страны» было сказано, что в текущем году система образования района представлена 44 единицами образовательных учреждений. Это 25 школ, 2 школы-интерната, 14 детских садов, 4 внешкольных учреждения, 1 вечерняя школа. Общее количество школьников в районе составляет 9279 детей, тогда как в 2020 году этот показатель был 9268 человек, а в 2019 г. – 8965 детей. В вечерней школе – 41 ученик.
С 1 сентября этого года все образовательные организации начали работу с соблюдением необходимых санитарных требований. Также на начало нового учебного года были полностью отремонтированы здания всех школ Бурлинского района. В зданиях школ №3, 4 города Аксая проводился капитальный ремонт за счет средств, выделенных по государственной программе «Дорожная карта занятости – 2020».
На закупку учебников на новый 2021-2022 учебный год из бюджета выделено 258 миллионов 852 тысячи тенге.
В 2020-2021 учебном году школу в Бурлинском районе окончили 461 выпускника. Из них 338 сдали ЕНТ, а 156 (35,2%) выпускников получили государственные гранты. Обладателями местных образовательных грантов стали 6 выпускников, а 19 бурлинских школьников получили гранты вузов республик СНГ. В результате итоговой аттестации 25 выпускников получили сертификат «Алтын белгі». 21 выпускник получил лучший сертификат. Особо стоит отметить успехи бурлинских школьников в год 30-летия Независимости страны. Наргиз Каирбекова, ученица 11 класса Бумакольской средней школы, приняла участие в республиканском проекте «Медаль Президента» для молодежи Казахстана и была награждена Бронзовой медалью и нагрудным знаком Президента. Второе место в олимпиаде Республиканского общественного фонда «IQanat» занял ученик Бурлинской школы Дильшад Айткалиев (педагог Г.А. Мищенко), третье место заняла ученица школы села Кентубек Альбина Гасанова (учитель Р.А. Суюнгараева). По итогам олимпиады ученик Пугачевской средней школы Мейрамбек Силабаев (директор К.К. Абдрахманова), Марат Али из Успенской средней школы (директор А.А. Кармысов), получил грант от «IQanat High School». В секции математики и механики XI Международного конкурса исследовательских проектов им. Омирбека Жолдасбекова ученица 10 класса школы №1 города Аксая Алина Прохорова (руководитель Е.Н. Мищенко), заняла второе место и была награждена бронзовой медалью.
В 1-й класс в текущем учебном году принято 1040 учащихся (в 2020 г. – 1000 человек). 1 сентября первоклассники, впервые переступившие школьный порог, получили свои первые учебники «Әліппе» и «Букварь».
В целях реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» за счет подушевого финансирования в общей сложности оборудовано 14 аудиторий, в том числе 10 классов семи городских школ Бурлинского района. Также были открыты современные лаборатории химии, биологии, физики, STEM. IT-классы открыты на базе школ №2,3,4 и №6 г. Аксай. В современных ІТ-классах учащиеся могут изучать основы робототехники и программирования, осваивать информационные технологии, учиться создавать веб-сайты, новые информационные проекты, иметь возможность развивать свои идеи, участвовать в национальных и международных стартапах в области ІТ.
16 школ района получили новые автомобили. Аким района Миржан Сатканов в торжественной обстановке вручил ключи от новых 16-местных микроавтобусов «Газель NEXT», приобретенных за счет местного бюджета. Такое внимание государства в год 30-летия Независимости Республики Казахстан, как и ряд других мер поддержки, несомненно является большим стимулом для учительства района в их дальнейшей работе по улучшению качества образовательной деятельности.
Внедрение системы электронного обучения, цифровизация образования – одно из основных направлений госпрограммы образования. Для пополнения образовательных учреждений компьютерами в 2020-2021 учебном году за счет местного бюджета было закуплено 374 компьютера, 600 планшетов, 176 компьютеров за счет подушевого финансирования. В настоящее время охват школ района компьютерной техникой составляет 2887 устройств, и если до этого учебного года на 1 компьютер приходилось 8 учеников, теперь – 3 ученика.
В Бурлинском районе две школы –интерната, в них проживает 51 школьник. Для детей в интернате созданы лучшие условия для комфортного проживания и успешной учебы.
На сегодня, как никогда, актуальна задача обеспечения безопасности детей и создания им комфортной среды обучения. Все дошкольные организации и школы района на 100% оснащены камерами видеонаблюдения и внутренними туалетами. Ведутся работы по установке «тревожной кнопки» в школах г. Аксая.
Следует отметить, что в связи с пандемией в 2020-2021 учебном году учителя района смогли эффективно организовать процесс непрерывного обучения при вынужденном переходе организаций образования на формат дистанционного обучения. Родители активно участвовали в процессе обучения и следили за ситуацией. В контексте дистанционного образования наблюдается возрождение образовательных интернет-платформ, рост цифровой грамотности, компьютеризация и обратная связь.
В этом году количество дошкольных организаций в районе – 27, в том числе 14 детских садов, 13 школ-детсадов-комплексов, количество охваченных детей – 3106. По состоянию на 1 января 2021 года средний охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольным образованием составил 72%, а средний охват детей в возрасте от 3 до 6 лет – 92%.
Для организации эффективной и содержательной внеклассной воспитательной работы с учащимися в школах района функционируют 249 клубов и спортивных секций, способствующим всестороннему развитию детей и отвечающим их интересам. 49% учащихся района занимаются в школьных клубах, 38% – в спортивных секциях.
Весомым стимулом к совершенствованию работы педагогов бесспорно стало принятие Закона «О статусе учителя». В настоящее время в образовательных учреждениях района работают 1524 учителя, из них имеют квалификацию первой категории, и мастеров-учителей, учителей-исследователей, учителей-экспертов – 48%.
О мастерстве бурлинских педагогов свидетельствует признание их труда по итогам прошлого учебного года. Так воспитательница детского сада №4 «Айголек» Н.Р. Юсупова, учитель математики школы-лицея №6 А.К. Тулеуова, руководитель школьного музея Л.В. Кузьмина, преподаватель класса домбры ДМШ С.Е. Апиева, преподаватель класса аккордеона Детской музыкальной школы А.В. Коба награждены почетными грамотами Министерства образования и науки Республики Казахстан. Также учитель самопознания детского сада №5 «Сказка» г. Аксая К.Б. Ихсанова, директор вечерней школы Б.М. Ерниязова, заместитель директора школы №1 села Бурлин М.Т. Калмакова награждены Благодарственным письмом Министерства образования и науки Республики Казахстан. Почетной грамотой областного управления образования награждены учитель физики и информатики школы №1 города Аксая Д.В. Клоков, учитель биологии школы №3 города Аксая Н.А. Какимгалиева, учитель технологии школы №4 города Аксая К.С. Зейнуллин, учитель начальных классов школы №5 г. Аксая Г.А. Диярова, учитель казахского языка и литературы школы №7, заместитель директора школы Ш.И. Аймухамбетова, учитель начальных классов школы №8 В.Н. Кривега, учитель казахского языка и литературы Бумакольской школы Г.С. Кусмагамбетова, преподаватель кружка домбры Центра внеклассной работы Г.О. Кошербаева. Победителем конкурса «Лучшая организация среднего образования» стала школа №1 г. Аксая, директор М.М. Абдиров. Ю.К. Елжанова – воспитательница детского сада «Гулдер» г. Аксая, удостоена звания «Лучший педагог дошкольного воспитания». Учитель географии школы №2 города Аксая М.А. Щапова удостоена звания «Лучший учитель». Шоханова Данара Муратовна, учитель географии школы-лицея №6 города Аксая, заняла второе место в республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа». Также бурлинские педагоги стали победителями регионального конкурса проектных работ «Сервис – мой выбор» среди преподавателей предмета самопознания, организованного Национальным центром повышения квалификации филиала ОАО «НЦПД «Орлеу».
Новый учебный год учителя района начали со стремлением упрочить завоеваннные позиции и существенно улучшить качество образовательной деятельности. Хочу пожелать каждому педагогическому коллективу найти способы последовательной и правильной реализации новых идей для дальнейшего развития системы образования.
Айымгуль Тржанова,
руководитель отдела образования
Бурлинского района