31.07.2024, 15:00
Просмотры: 46

Кто таксистам скажет «стоп»?

Недавно таксисты Чингирлауского района, следующие по маршруту Чингирлау – Уральск объявили о повышении тарифа за проезд на 300 тенге. Жители Чингирлау негодуют, в связи с чем произошло такое подорожание и почему никто не принимает меры по удержанию цены такси?

Light box bright yellow with checkers on the roof of a taxi close-up

Фото: istockphoto.com

После объявления о подъеме тарифа за проезд из Чингирлау в Уральск с 2500 до 2800 тенге был проведен общественный совет с участием заместителей акимов района и округа, руководителей отделов, представителя такси и жителями района. На общественном совете были выслушаны причины, по которым таксисты подняли цену за проезд.

Так, таксисты в один голос говорят о том, что объездная дорога от Теректы до Поймы находится в плачевном состоянии, из-за чего машины часто выходят из строя. На запасные части автомобиля уходит половина их выручки. К тому же, произошло подорожание цены бензина и сжиженного газа с … до… Также они отметили, что на сегодняшний день продукты питания и коммунальные услуги подорожали и суммы, которую они зарабатывали ранее стало не хватать на проживание.

На общественном совете и в мессенжерах мнение населения разделилось. Кто-то считает, что повышать цену сразу на 300 тенге слишком много, а кто-то наоборот считает целесообразным подъем цены, учитывая качество нынешней дороги.

- Я считаю, что завышать цену на проезд на 300 тенге это очень много. Дорога соединяющая Чингирлау и Уральск не первый год находится в плохом состоянии и это не вина простого народа. Время от времени участки дорог ремонтируются, а другие приходят в негодность. Тем более половину своего пути таксисты ездят по хорошему асфальтированному полотну до Аксая. Дорога Теректы - Пойма сейчас тоже ремонтируется. И навряд ли кто-то снизит цену после ее открытия. Цена за проезд поднимается ежегодно не на 50-100 тенге, а сразу на 200-300 тенге, хотя цена на топливо повышается на 5-10 тенге. Это не правильно по отношению к простому народу. Заработанные платы ежегодно поднимаются не у всех, к тому же цены на продукты так же не стоят на месте. В город мы ездим не по своей воле и не от безделья, а чаще на лечение или обследование. Дорога в город и обратно выходит нам «в копеечку». Да, есть поезда, но не всегда их расписание совпадает с нужным временем. Поэтому нам приходится пользоваться услугами такси. Почему никто не контролирует их? Нельзя же ведь ставить цену какую вздумается, - говорит возмущенно Виктория, жительница села Чингирлау.

Видя данную ситуацию, наша редакция не могла остаться в стороне, и мы попытались разобраться в этих вопросах, выслушав обе стороны конфликта. Давайте разбираться по порядку.

По законодательству республики Казахстан, если человек собирается заниматься частным извозом, он должен поставить в известность местные исполнительные органы и налоговый комитет о начале своей деятельности. После получения разрешения и открытия ИП он имеет право заниматься перевозкой пассажиров. Так же они могут заключить договор с руководителем ИП о найме, тем самым начать свою деятельность по перевозке людей.

По сведениям государственных доходов Чингирлауского района в районном центре зарегистрировано 38 ИП, которые занимаются пассажирскими перевозками, из них 4 ИП, которые следуют по маршруту Чингирлау-Уральск. Какое точное количество таксистов ездят на Уральск никто из местных исполнительных органов не знает.

Как говорит Асет Трумов, специалист государственных доходов по Чингирлаускому району, без поступления жалоб, они не вправе проводить какую либо проверку таксистов.

- Только когда к нам поступает жалоба от несколько людей, совместно с правоохранительными органами мы можем провести мониторинг на соответствующие документы и разрешение на перевозку пассажиров. Как правило, на время проверки все нелегальные таксисты «затихают» и не выходят на заказы. Как только заканчивается проверка, они снова выходят в рейс. Контролировать их круглосуточно мы тоже не можем. Так как таксисты являются индивидуальными предпринимателями, мы не можем регулировать цены на их услуги. Каждый вправе ставить цены, на предоставляемые услуги исходя от рыночной себестоимости, - говорит Асет Трумов.

С начала 2024 года сотрудниками полиции было составлено 2 протокола по статье 463 часть 1 и направлены в суд для дальнейшего исполнения. Как отмечает Серик Бураншиев, работать по линии такси не так просто как кажется.

- На сегодняшний день такси является одним из распространенных видов деятельности среди населения. Но, для того чтобы начать работу, связанную с перевозкой людей, человеку необходимо зарегистрироваться в качестве ИП и взять уведомление в ЦОНе о начале своей деятельности. Так же у водителя должен иметься страховой талон на каждого пассажира на случай ДТП, а так же технический осмотр, срок которого не должен превышать полугода. Зачастую нелегальные такси прикрываются родством или говорят, что их просто попросили довести до города, в этом и есть сложность работы по выявлению таких «нелегалов». Если у таксиста нет своего ИП, то на руках должен быть двусторонний договор с руководителем ИП о наемном труде. Как правило все эти документы можно приобрести и сделать. Сегодня таксисты уже наловчились, чтобы у сотрудников полиции не было к ним никаких претензий, и собирают все документы заранее, - говорит Серик Бураншиев.

Для альтернативной поездки в город Уральск в районном центре с 2017 года курсирует маршрутная газель, вместимостью 16 человек. Стоимость проезда на сегодняшний день составляет 1500 тенге и как отмечает руководитель ИП «Уразалин» Бауыржан Уразалин, в ближайшее время цена за проезд подниматься не будет.

В последние годы в связи с поднятием цены «шаранщиков», спрос на газель увеличился. Не начав объезд по улицам, газель наполняется людьми, едва выехав из своего двора. За место в газели среди пассажиров порой происходят перепалки. Такая же ситуация наблюдается и в городе. Водитель газели, не успев подъехать к вокзалу, мгновенно наполняется пассажирами. Мало кто хочет платить почти двойную цену за проезд.

Но уехать из города в последнее время, даже на дорогостоящем такси, стало тоже проблематично, отмечают сельчане. Не раз я сама сталкивалась с такой ситуацией, когда на месте стоянки таксистов не оказывалось машин. Так почему же таксисты, подняв цену, не обеспечивают должного количества машин для перевозки людей?

К сожалению, местные исполнительные органы не в силах, повлиять на удержание цены местных таксистов. Складывается такое впечатление, что таксисты в районном центре существуют сами по себе и никаких рычагов влияния на них не существует. Возможно, выходом из сложившейся ситуации послужил бы запуск еще одной маршрутной газели, только в другое время. Снизив спрос на такси с помощью дополнительной газели, возможно таксисты пересмотрели бы ставки на свои услуги.

Екатерина Кива,

Чингирлауский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале