Одной из актуальных тем сегодня является нарушение прав потребителей. Люди практически каждый день совершают покупки, приобретая товар, пользуются услугами, начиная от медицины до средств связи и телекоммуникаций, пользуются общественным транспортным средством. Каждый взрослый человек хоть раз в жизни сталкивался с товаром плохого качества - испортившиеся продукты питания, бракованная техника, вышедшие из срока годности медикаменты и пр.
Проведя опрос среди жителей Теректинского района, выяснили, что в при нарушении их прав, как потребителей, они не знают, куда обратиться и как с этим бороться. Так, например, из разговора с одной пенсионеркой из с. Федоровка, стало известно, что часто ей приходится приобретать продукты в одном из центральных магазинов. Там ей дают продукты плохого качества, с просроченным сроком, а так как она берет их в долг, то не смеет противоречить владельцу.
Вот что рассказывает Евгения Серафимовна (просила изменить имя по понятным причинам):
-В связи с тем, что цены на продукты, различные коммуникации, лекарства сейчас сильно повысились, моей пенсии часто на все просто не хватает. К тому же хочется помочь детям и внукам, и уже к середине месяца я вынуждена идти в магазин и просить в долг до следующей пенсии. Мне, конечно же, не отказывают, но придя домой я обнаруживаю, что масло сливочное просроченное и источает неприятный запах. Но обратно я не возвратилась из-за большого расстояния от моего дома. Спустя некоторое время, мне пришлось опять обратиться к хозяйке магазина с просьбой отпустить товар в долг. Как и в первый раз, мне не повезло: молоко при вскрытии оказалось уже свернутым. Из-за плохого зрения мне пришлось попросить соседку, чтобы она посмотрела на дату разлива. Когда я узнала, что и тут товар с вышедшим сроком, моя соседка настояла, чтобы я вернула продукт. На следующий день я набралась решимости и пошла в тот магазин, чтобы поменять товар. Но в ответ услышала грубую брань хозяйки, мол, берешь в долг и еще смеешь что-то говорить, и что, если в последующем такое повторится, мне откажут в обслуживании под запись. Конечно, было очень обидно, ведь хоть и в долг, но все же я рассчитываюсь за это. От безысходности мне приходится молчать, так как только в этом магазине мне не отказывают, но слишком часто приходится, придя домой, употреблять испорченные продукты.
Не лучшие истории рассказали другие наши респонденты.
Жамал Самирова: "Недавно я приобрела телефон в одном из местных магазинов в подарок своему племяннику. Там же мне установили сим-карту и сделали настройки на телефон. Придя домой, я распаковала, чтобы зарядить устройство и повнимательнее рассмотреть аппарат. После включения на экране стали образовываться непонятные круги, я сразу же вернулась обратно. Обменять телефон мне не удалось, так как я попросила предоставить мне гарантийный талон. С трудом, я все же вернула свои деньги, которые к тому же летели обратно мне прямо в лицо в сопровождении нецензурной брани. Я была настолько возмущена таким поведением продавца, но не знала, куда мне нужно было обратиться. Когда стала интересоваться этим магазином, оказалось, я не одна из потерпевших".
Григорий Матвеев: "Я сам из г. Самары, приехал в отпуск, погостить у родственников. И, как полагается, в субботний день мы решили устроить пикник с шашлыками. Мясо достать оказалось делом нелегким. Пройдясь по магазинам, сделал для себя не совсем лестное представление о местной торговле. Далеко не во всех из них обслуживание приветливое. Побывав в нескольких продовольственных магазинах, мне хотелось бежать без оглядки. А я всего лишь просил фискальный чек, к тому же, когда я покупаю продукты, очень внимательно рассматриваю состав и дату изготовления. Но продавцы не давали мне эту возможность и высказывали свое недовольство тем, что я их задерживаю».
Найля Абдразакова: «Вчера я зашла в аптеку за обезболивающим лекарством "но-шпа". А мне отсыпали ее в целлофановый пакетик. В этом деле я не совсем грамотная, но вопрос остался. Могут ли фармацевты отпускать лекарственные средства в таком виде, то есть без инструкций для применений? Без даты выпуска?»
Право получать качественные услуги и приобретать качественный товар есть у каждого покупателя. Закон обязывает продавца тщательно следить за продовольственной и не продовольственной продукцией. Покупатель вправе получить достоверные сведения о технических и качественных характеристиках услуг или товара. Но нельзя просто сказать, что товар или услуга некачественные, нужно установить, что именно не соответствует норме. Для того, чтобы предъявить продавцу претензии, покупатель имеет полное право одновременно с приобретением товара получить фискальный чек, гарантийный талон, а продавец обязан предоставить все необходимые документы. Если работники магазина отказываются принять претензию, нужно составить письменную претензию в двух экземплярах. Один передается в магазин, на втором - сотрудники, принявшие претензию, должны поставить отметку о принятии. Если же сотрудники магазина отказываются принимать, то направить претензию нужно почтой с уведомлением о вручении. Причем права потребителей защищаются независимо от того, в каком магазине была куплена вещь, в обычном, или же в интернет-магазине.
Лилия Сисенбаева
Теректинский район
zhaikpress.kz
Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице в Instagram и нашем Telegram-канале