Умит апай Сарсенову в селе Теркті знают хорошо. Она активная участница художественной самодеятельности, участвовала в составе коллектива хора бабушек, посещает все культурные мероприятия, проводимые районным Домом культуры, Домом дружбы, центральной районной библиотекой, участвует в работе различных круглых столов.
Родилась и выросла Умит Мурзашкызы в 1936 году в селе Диханши Покатиловского сельского совета. Существовало в районе такое село еще в довоенные и послевоенные годы. Отец работал ветеринарным врачом, мама была домохозяйкой. В их семье рожденные дети долго не жили. Когда родилась очередная девочка, имя ей дали с умыслом - Умит, что в переводе означает Надежда. В два года, рассказывали ей родители, она сильно заболела. Но Аллах был милостлив, местная знахарка выходила ребенка. Родители, боясь потерять девочку, ее воспитание доверили бабушке с дедушкой. Судьба складывалась непросто. Детство и юность пришлись на военное и послевоенное время. Полуголодная, как многие дети того времени, тем не менее она охотно ходила в школу. Отца забрали на фронт с первых дней войны.
Стоит ли рассказывать, как семья, вместе с другими советскими людьми, испытывала нужду, тревогу, ежедневный непосильный труд в колхозе во имя победы.
Отец, к счастью, вернулся с фронта в победном 1945 году хоть и израненный душой и телом, но живой. Умит к тому времени окончила начальную школу, и семья переехала на центральную усадьбу – село Покатиловка, где была семилетняя школа, ведь тогда существовало обязательное семилетнее образование. Она росла рядом с двоюродной сестрой Кулян, дочерью брата отца – Мухтара. Кулян была целеустремленной девочкой. Впоследствии она окончит медицинский институт и станет работать врачом в Правительственном доме в Алма-Ате. Она-то и определила судьбу Умит. Сказала, что ей надо после окончания семилетки поступать в педагогическое училище, усмотрев в ней задатки учителя.
Умит послушалась сестры. После окончания Уральского педагогического училища, поступила на заочное отделение пединститута естественно-географического факультета.
В отделе образования района ее направили работать в село Аксай Теректинского района учителем начальных классов. Это было в 1958 году. Когда приехала на место, каково же было ее разочарование. Всего пять-шесть домов. Подумалось ей: «Что же, я буду учить 5-6 детей?». Но отец был непреклонен: раз направили, значит ты здесь нужна.
Неожиданно село пополнилось сразу тридцатью семьями. То были возвращены на родину беженцы, покинувшие в тридцатых годах страну и прятавшиеся в Башкирских лесах от гонения, голодомора и произвола властей.
Школа находилась в одной из домов, где надо было все организовывать с нуля. Набралось сразу 56 учащихся. Не было ни парт, ни досок, ни наглядных пособий, ни шкафов. Классную доску заменял лист железа, прибитый на стену. Но учебный год начали вовремя. Учились дети на ковриках, сидя на корточках.
Конечно, в те непростые времена, несмотря ни на что, школы снабжали по мере возможности всем необходимым, но просто до всех не успевало доходить. Умит апай сама выехала на выпрошенном из колхоза грузовике и подвезла в школу необходимое оборудование из базы. Не было предела радости детей, когда они сели за настоящие парты с специальными углублениями для чернильниц-непроливаек и ручек с перьями для письма. А писать стали мелом на настоящей доске, которых было две. Одна – с двумя створками, прибита к стене, а другая - стояла на ножках и могла вертеться в своей рамке. В зиму спасали печи-голландки, которые топились больше дровами, благо лес рядом. Дети поочерёдно грелись о ее круглые теплые бока.
У Умит Мурзашкызы нагрузки было более чем достаточно. Дети учились в совмещенных классах. После уроков она ходила по домам своих учеников, чтобы ознакомиться с домашними условиями, поговорить с родителями. Надо отметить, что в селе к учителям относились с большим уважением. Мнением Умит апай интересовались, когда надо было назначить кого-то на более ответственную должность колхозного производства. Советовались с ней и по другим важным делам села. Когда проходили крупные советские праздники в клубе и собирался народ, Умит Мурзашкызы перед концертом выступала с какой-нибудь лекцией на международные темы из газет.
В школе вместе с детьми готовила концерты, сценки. Своими руками она шила сценические костюмы. Бывало, занавеска в ее руках превращалась в камзол или царский костюм для исполнения ролей.
Пожалуй, самым любимым праздником детей и взрослых был тогда Новый год. В классе ставили большую елку. Она завораживала всех гирляндами и таинственным блеском стеклянных игрушек. Вокруг, как правило водили хоровод «снежинки» в платьицах из марли, которые каждая мама ежегодно, доставая из сундука, стремилась накрахмалить как можно круче. Разыгрывались новогодние спектакли, звучали стихи и песни. А потом все получали долгожданные подарки от деда Мороза. О них потом долго говорили и вспоминали. Но больше всего народ вспоминал на этом празднике детства, как фронтовик Кокеш Байгелов залихвастки играл на домбре веселые песни. Это было настоящее душевное представление для сельчан.
Умит апай с благодарностью вспоминает годы, когда встретила своего будущего супруга – лихого колхозного шофера Оралбая. Вышла за него замуж. Годы, прожитые вместе, считает самыми счастливыми. Муж был заботливым, внимательным к ней и детям.
Был в ее жизни случай, который она не забудет никогда. Председатель колхоза имени Чапаева (с.Долинное) Василий Кузьмич Маляр попросил учительницу вместе с детьми на уроках труда помочь с прополкой колхозной плантации. Так бывало в советские времена, когда школа шла и помогала там, где нужно было помочь производству. Стояла жара. Плантация находилась в нескольких километрах от села. Дома оставался грудной малыш – Бауыржан, которого нужно было кормить. Дети клятвенно заверили, что продолжат работу без нее, пока вернется и в воду не вступят ни ногой. Когда подходила к плантации, увидела брызги сверкающей воды. У нее подкашивались ноги: что там, все ли благополучно? Когда прибежала, дети стали наперебой кричать, что утонул Еркин Кибашев. Умит Мурзашкызы кинулась в воду, нашла своего «утопленника», успела вытащить едва живого. Откачали, с него вместе с водой выходил песок, ил. Сейчас он живет в городе и часто при встрече с улыбкой вспоминает тот злосчастный случай, когда чуть не подвел свою учительницу под суд.
В семье счастливо росли четыре мальчика - Бауыржан, Галымжан, Ерик, Серик и дочь Маншук. Прожили вместе с супругом дружно да ладно 20 лет. Но однажды случилось горе: муж погиб в дорожной аварии. Старший Бауыржан в то время служил в армии, а младшему Серику было всего 4 годика. Женщина пережила и это горе, надо было поднимать детей. С ней проживала и ее свекровь, которой было вдвойне тяжелее. До глубокой старости она была вместе со снохой и ушла из жизни в возрасте 90 лет.
Наряду с преподаванием в школе, Умит апай приходилось заниматься и личным хозяйством: вскапывать, садить огород, собирать урожай, кормить и доить корову. Без этого в селе с детьми никак нельзя. Нужно было на зиму заготавливать дрова, сено, делать множество домашних дел. Дети по мере сил старались помочь по хозяйству – носили дрова и воду, пололи и поливали грядки, кормили кур, ухаживали за скотиной, складировали сено. Они до сих пор вспоминают горы тетрадей по обеим сторонам письменного стола, которые мама проверяла допоздна, писала бесконечные планы, отчеты, доклады. Вместе с тем мама находила время перечитать кипы газет, чтобы быть в курсе событий, даже если не надо было готовить очередную политинформацию на колхозном собрании. Привычку читать газету она привила и детям. Эта привычка и у ней осталась поныне.
В школе ребята любили свою добрую, и в то же время сторгую, требовательную учительницу. Ее система основывалась на справедливости в оценке знаний и на доверии к ученикам. Некоторые из них до сих пор общаются с ней, вспоминают ее уроки, совместные походы в лес, на берег Урала, забавные приключения детства. Своим же детям никаких поблажек не давала. Спрос был с них даже строже. Старый педагог до сих пор не может без слез говорить при воспоминании о своих учениках Мухите Каналиеве и Максуте Еркибаеве, которые в разные годы окончили политехнический вуз и в разных местах утонули по его окончании. Младший брат Максута, другой ее ученик - Сагидулла Еркибаев поступил в тот же политех в столице, где учился его старший брат, успешно окончил. Сейчас, достигнув профессиональных успехов, став большим успешным человеком, помогает родной школе.
25 лет проработала Умит апай на одном месте. Потом ее семья переехала в райцентр, где она вышла на заслуженный отдых. Давно самостоятельными семьями живут все ее дети. Они состоялись по жизни. Умит апай вырастила их дружными, порядочными, сплоченными. Вместе сыновья создали свое крестьянское хозяйство, успешно занимаются животноводством в течение ряда лет. Дочь Маншук работает в центральном детском саде заведующей. Умит Мурзашкызы благодарна судьбе за детей, за их благополучие. Радуют успехами внуки и правнуки. Что еще кроме этого может пожелать женщина!
Она живет самостоятельно, записывает свои воспоминания, забредшие мысли в толстые записные книжки. Их набралась дюжина. Иногда на нее снисходит божье вдохновение и тогда она пишет стихи – для себя. Общается по-доброму с соседями, односельчанами. Не бывает, пожалуй, и дня, чтобы они с ближней соседкой Татьяной Хмарской не пили друг у дружки чай и не обсуждали события в мире.
- Моя баба Надя, я ее так называю – просто замечательный человек. По соседству живем много лет. Она, когда надо, и за домом присмотрит, и добрый совет даст. Живем рядом, поддерживаем друг друга. Недаром говорят, ближний сосед, лучше дальнего родственника, - делится Татьяна Алексеевна.
Умит апай счастлива по-настоящему: встретила и прожила в браке с любимым человеком, живы, здоровы, успешны дети, внуки, познала радость любимого труда. Ее ценят и уважают односельчане. Она чудесный человек с внутренним достоинством и высокой культурой. Долгих активных лет жизни Вам, уважаемая Умит Мурзашкызы!
Нурзия Сисенбаева,
Теректинский район,
zhaikpress.kz