12.09.2023, 14:45
Просмотры: 40

Судьба поколений

Интернациональные браки – не редкость в современном обществе, однако они до сих пор вызывают неподдельный интерес окружающих. Такие союзы по-своему необычны, но могут послужить хорошим примером того, как при разнице в менталитете супруги стараются идти на компромиссы, находят общий язык. В советские времена Казахстан был одним из лидеров в СССР по количеству смешанных браков. Сегодня статистика говорит о том, что каждый шестой брак у нас является межнациональным.

Умаров Абабакир и Майжан. Родители Сании

Межнациональное согласие в Казахстане – это не просто слова, а уникальное достояние. Казахстанцы отмечают и Пасху, и Ораза айт, накрывают праздничный стол на Наурыз.

Выступая на 32-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что жители Казахстана, вне зависимости от национальности, являются одной семьей, а межэтническое согласие и уважение к другим культурам – не просто наше главное сокровище, но и один из брендов страны.  Тому пример семья Тахира и Сании Душахановых из Чингирлау. Если заглянуть в родословную каждого их них, то можно узнать много интересного. Тахир – из интернациональной семьи. Отец – казах, мать – татарка. Сын потомственных железнодорожников сейчас на пенсии. Отец Бисенгалий Сулейменович работал машинистом тепловоза на станциях Казахстан, Чингирлау. А дед Сулеймен в 30-е годы прошлого столетия пережил массовый голод, был раскулачен и ушел из Астрахани со многими переселенцами в Китай. Сания родом из колхоза «Красный Маяк» Соль-Илецкого района. Родилась в многодетной семье Умаровых. Ее отец Абубакир Умаров по национальности чеченец. Родом из Урус-Мартана, Чеченской республики. Кроме него в семье было еще 4 детей. Когда началась Великая Отечественная война, фашисты рвались на Кавказ, им нужна была нефть. Убедившись в безнадежности своих попыток прорваться к Грозному, чтобы захватить его в целости и сохранности, гитлеровцы начали в октябре массированные бомбардировки города. Под одну из бомбежек попала семья Умаровых, которая собиралась уехать подальше от войны. На вокзале в Грозном Абубакир отстал от своей семьи, 10-летний ребенок без документов остался один. Среди эвакуированных детей он оказался в Оренбургском детском доме. С другими детьми учиться не мог, так как совсем не знал русского языка. Так и остался не обученным грамоте. Когда достиг 18-летнего возраста, покинул детдом, жил у чужих людей, нанимался на работу за кусок хлеба, помогал по хозяйству. Потом попал в семью Туякбаевых, которые в то время жили в колхозе «Красный Маяк», село Ащебутак Соль-Илецкого района. Это дед Сании по линии матери. Он взял парня в свою семью. Абубакир работы не боялся, помогал во всем. В семье Умаровых подросла дочь Майжан такого же возраста. Она тоже работала в поле, собирала колоски. Трудно жилось. Не хватало одежды, постоянно испытывали чувство голода. Однажды она положила себе в карман горсть зерна. Кто-то донес в НКВД. Майжан была арестована, ее несколько дней продержали в тюрьме «Черный дельфин», где сейчас находятся заключенные с пожизненным сроком. Все считали чудом, что ее отпустили. Она вернулась домой в семью. Вскоре дед женил Абубакира на своей дочери Майжан. Стали они жить своей семьей, на свет появилось 10 детей. Майжан знала всю историю своего мужа и старалась как-то помочь найти его родственников. Муж был неграмотный, а у нее 3 класса образования, писать умела. Она обращалась на радио, телевидение.

Душахановы Тахир и Сания с детьми

Все мы помним советские времена, когда весной приезжали строители с Кавказа и осенью уезжали. В Ащебутак тоже приезжали строительные бригады. Абубакир всегда ходил и спрашивал, откуда они приехали, с какого села. Умаровых в Чечне, как Ивановых в России – много. Все, кто приходили к Умаровым с такой же фамилией предполагали, что они родственники. Однажды среди строителей Абубакир встретил сына двоюродного брата. Звали его Эса. Он то и сказал, что отец Абубакира Умаров Абдул жив, живет в Грозном. Абубакир уже потерял всякую надежду найти своих близких. Он сказал своему племяннику: «Если ты привезешь ко мне отца, только тогда я поверю, что он жив. За это дам тебе корову». Осенью строители, закончив свою работу, уехали. В апреле 1974 года к дому Умаровых подъехала машина «Волга». Все подумали, что это приехали сватья и, как положено, вышли встречать. Из машины вышел мужчина преклонных лет, опираясь на трость. Абубакир остолбенел. Он увидел себя, только намного старше. От неожиданности он не мог двинуться с места. Сания была рядом и, дотронувшись до отца, произнесла: «Папа, это же наш дед»! Через 30 лет сын с отцом встретились. Дед Абдул был безмерно рад, что через много лет нашел сына, да еще с таким количеством внуков. Это ли не счастье! Собрались все родственники, позвали гостей, устроили большой праздник. После этой счастливой встречи Абубакир 7 лет подряд во время отпуска ездил к отцу, встретился со всеми родственниками. Но переезжать туда уже не захотел, потому что прикипел сердцем к Ащебутаку. Дед Абдул тоже каждый год приезжал в Ащебутак к многочисленным внукам. Он был небольшого роста, очень подвижный, энергичный. Вместе со всеми работал на прополке бахчей, не чувствуя усталости Абубакир всегда помнил свое обещание дать корову за хорошую новость. Когда дед Абдул узнал об этом, Эса получил не корову, а удар тростью. Дед Абдул сказал: «Какая корова? 10 детей в семье»! Он сказал своему сыну: «Если хочешь дать корову, лучше сделай садака, раздай мясо людям». По чеченским обычаям поминки по умершим они не справляют, как принято у нас в Казахстане, а раздают все людям. Когда дед Абдул почувствовал себя плохо, вызвали Абубакира. Сын купил корову, зарезал, раздал мясо людям, как велел отец. Через 3 дня деда Абдула не стало. Но до сих пор взрослые внуки вспоминают его с большим уважением.

В 1979 году Тахир познакомился с Санией у родственников. Тогда не было проблем съездить в Илецк на один вечер, а утром строго на работу. Красавица с глазами цвета неба покорила сердце молодого юноши с первого взгляда. Сейчас Тахир смеется: «Когда третий раз поехал на встречу с девушкой, купил свадебное платье, белые туфли и сделал предложение». Сания согласилась стать его женой. Осенью 1979 года сыграли веселую свадьбу. И живут в любви и согласии ни много, ни мало – 44 года. Родились дети: сын Азамат и дочь Надия. Они подарили своим родителям 6 внуков, которых бабушка с дедушкой очень любят. Сания уже 44 года живет в Казахстане. Общается с двоюродными сестрами из Чечни, правда, только по телефону, но и это радует. К сожалению, после войны в Чечне многих родственников уже нет в живых. Традиции и обычаи похожи как у всех мусульман. В Чечне по пятницам женщины собираются на женское чаепитие, читают молитву, общаются. Когда я спросила у Сании, знает ли она чеченский язык, она ответила, что нет. Среда другая, общаться было не с кем. Зато прекрасно владеет казахским, татарским и русским языками. Готовит вкусный бешбармак, и радует свих внуков румяными баурсаками. Научилась готовить чеченские галушки и любит танцевать лезгинку. «Это, наверное, в крови», – смеется Сания.

В этой семье чтят традиции и обычаи как казахские, так и татарские, русские, чеченские. Супруги с удовольствием отмечают традиционные и религиозные праздники без всяких предрассудков. Счастливая пара своим примером доказывает: любовь не имеет национальности и границ. Житейские проблемы решаются сами собой, когда рядом любящий муж, заботливый отец, добрый дедушка. Такие семейные пары у нас в Чингирлау не редкость.

Надежда Хрипченко,
Чингирлауский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале