На 323-м километре автотрассы международного значения Самара-Шымкент, возле Шолаканкатинского сельского округа, находится мавзолей святого Жумагазы Хазрета. В народе святого называют Дадем-ата, а вдоль дороги расположен ящик для сбора пожертвований. Здесь случается много автомобильных аварий со смертельным исходом.
Население связывает происходящие трагические события с этим священным местом. Многие считают, что если не остановиться возле мавзолея и не бросить в ящик для пожертвований пару монеток, то от тебя отвернется удача и навлечешь на себя наказание в виде аварии. Удивляет то, что люди, считающие себя благочестивыми только из-за пары брошенных монеток, поучают и смеют проповедовать религию. Попробуешь с ними не согласиться, станешь для них богохульником, не оказавшим должные почести духу священного старца. И не понять им, что они сами оскверняют своими словами и поступками репутацию святого, посвятившему всю свою жизнь служению Аллаху, определяя его ценность количеством пожертвованных денег.
Истинный мусульманин знает, что все, что происходит, случается по воле Аллаха. Поэтому, где бы ни настигла смерть – возле мавзолея или где-то в другом месте, это было заранее предопределено и должно было случиться и не означает, что дух Дадем-ата, якобы, обиделся и послал тебе бедствие в виде аварии.
Сколько дорожно-транспортных происшествий произошло на загадочном 323-м километре трассы Самара-Шымкент и сколько людей погибло? В районном отделе полиции электронная база данных показывает зарегистрированные факты ДТП только за последние пять лет. По словам начальника административного отдела Сырымского районного отдела полиции, капитана полиции БакытжанаКазахстанова, 2 апреля 2018 года на данном участке дороги была зарегистрирована авария. Но сведений о пострадавших нет.
Невольно привлекла наше внимание и эта информация – в 2015 году ящик возле мавзолея грабили несколько раз: 8 марта, 16 апреля, 9 мая, 24 мая и 18 декабря 2015 года. 5 раз за год! И, за исключением 16 апреля, грабители действовали в праздничные дни. Неизвестно, чем руководствовались воры, либо они совершали кражу в честь праздников, либо каждая кража для них – праздник? Мотивы их нам не понять, но факт остается фактом. Кладбище, где захоронен святой Дадем-ата, превратилось в излюбленное местечко для любителей легкой наживы.
По словам главного врача районной больницы Розы Тахамбетовой, в 2014 году вблизи кладбища были зарегистрированы два смертельных случая. В 2018 два человека получили серьезные ранения, один – умер. В 2019 году произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором, к счастью, пострадавший выжил.
– Данный участок дороги находится в непосредственной близости от города, поэтому в случае ДТП вызывают, в основном, городские машины скорой помощи и санавиацию, которые, оказав необходимую помощь, доставляют пострадавших и тела погибших в Уральск. Поэтому эти сведения у нас не фиксируются. Учитывая, что трасса международного значения, число погибших может быть больше, – сказала Роза Тахамбетова.
Уроженец Каратобинского района, акын Жандос Амиргали стал свидетелем той злополучной аварии 2019 года, где пострадавший чудом остался жив. Вот что он написал по этому поводу в своей странице в соцсети Faсebook:
«…Вдоль оживленной трассы установили ящик для сбора пожертвований, скамейку и урну для мусора. Ближе установлены предупредительные дорожные знаки 70км /ч, 50 км /ч и пешеходный переход. Предельная скорость трассы составляет 110 км /ч. На этом участке дороги останавливаются легковые и грузовые автомобили, такси, чтобы пассажиры и сами водители смогли сходить в уборную и закинуть деньги в ящик. Речь тут не о деньгах, на данном участке трассы не соблюдены меры безопасности. Поэтому и часто случаются аварии. 17 ноября днем на моих глазах сбили мужчину, проходившего по пешеходному переходу. Он чудом выжил, но трос от машины повредил ему ногу. И теперь неизвестно, выздоровеет ли он полностью. И это только один пример… Меня волнует один вопрос – является ли законной установка этих дорожных знаков? Это же не населенный пункт, а кладбище. Может пешеходный переход и является причиной этих частых аварий? В таком случае целесообразнее было бы установить ящики для пожертвований и уборные по двум сторонам трассы, чтобы не вынуждать людей переходить дорогу. Ведь человек, переходящий дорогу по пешеходному переходу, не ожидает опасности. Тем более имеется указатель, направляющий на кладбище, где он захоронен. Почему бы людям не отправляться туда для совершения молитв? Я не религиозный человек. Не думаю, что святой Жумагазы завещал сбор денег от своего имени на оживленной трассе. В моем понимании, духу святого не нужны деньги от нас, ему достаточно и молитвы за упокой души».
Житель Сырымского района, 1961 года рождения, пострадавший в той аварии, лишился одной ноги.
– В селе Тоганас проживает мой брат, я решил заехать к нему. Как и все, мы остановились прочитать молитву и оставить деньги на садака в ящик для пожертвований. Я проходил дорогу на пешеходном переходе. На большой скорости неслись две машины. Я оказался между ними. Мало того, что они, как оказалось, сцеплены тросом друг с другом, так еще умудрились нестись со скоростью 100-120 км/ч. Я успел отвести правую ногу назад, левая зацепилась за трос. Практически ее вырвали. Очнулся в больнице. Сейчас нахожусь на второй группе инвалидности. Хоть живым остался, – рассказал Байгабыл Альжанов. – Сам я за рулем с 1977 года. Насколько я знаю, на такой оживленной автотрассе не должно быть пешеходного перехода, обычно он бывает перед населенными пунктами. Если уж машины останавливаются, пешеходный переход должен быть намного шире.
Причиной смерти матери жителя села Жымпиты также явился злополучный пешеходный переход.
– 28 ноября 2015 года моя мать со своей сестрой выехали из Жымпиты в Уральск. Возле кладбища Дадем-ата они остановились примерно в 7.40 утра. Когда они переходили по пешеходному переходу, их сбила автомашина марки «Honda». Тетя скончалась на месте, мама в тяжелом состоянии была доставлена в больницу. К сожалению, ее спасти не удалось. Сам я изредка подрабатываю частным извозом, по возможности стараюсь не останавливаться на этом месте. В первую очередь для меня важна безопасность моих пассажиров, – сказал Асхат Жакипов.
Как правильно отметил Асхат, водители, занимающиеся частным извозом, перестали останавливаться на участке трассы близ мавзолея Дадем-ата. И это отнюдь не проявление неуважения к духу святого, а вынужденная мера безопасности. С другой стороны, пассажир не должен останавливаться на каждом кладбище вдоль трассы. Сколько смертей стоит на пути к этому ящику для пожертвований? А санитарное состояние уборной и близлежащей территории не выдерживает никакой критики. Часть старого туалета скоро отвалится, это вопрос времени. Поставили новый туалет из блестящего профлиста, но и его дверь отвалилась и сиротливо лежит в сторонке. С двух сторон дороги валяются бутылки, бумаги, кружат целлофановые пакеты, вьются ленты туалетной бумаги. О том, что творится в обеих уборных лучше не рассказывать – задохнетесь. Ясно, что путники, волею судеб захотевшие в туалет, справляют нужду не в специально отведенных для этого местах, а возле деревьев или неподалеку от уборной.
Эта степь – степь нашего великого предка, батыра Сырыма! Эта степь, где покоится святой Жумагазы Хазрет. Как так могло случиться, что нашу священную землю превратили в место скопления нечистот? И кто мы после этого?!
Мы не призываем прекратить сбор денег и ни в коем случае не против совершения паломничества и чтения молитв. Садака – благое дело и предотвращает многие несчастья.
Мы поддерживаем Жандоса Амиргали и выступаем за то, чтобы установили ящик для сбора пожертвований и на второй стороне трассы, чтобы люди не переходили лишний раз дорогу.
Что касается уборной, считаем, что здесь туалет не обязателен. Одно из сакральных и святых мест Казахстана не должно превратиться в место для справления нужд. На расстоянии 130 км между Жымпиты и Уральском имеются и другие уборные.
Думаю, наш «крик» души дойдет до населения и местного руководства, и самое главное, заставит задуматься каждого из нас. Надеемся, соответствующие меры будут приняты.
Бауыржан Ширмединулы,
журналист
zhaikpress.kz