21.09.2022, 16:54
Просмотры: 85

«Замкнутый круг» газовой службы

Невидимая субстанция. В первозданном виде она не имеет даже запаха и является источником огромных благ цивилизации. Речь идет о природном газе. К нам в район он пришел много лет назад, вместе с комфортом, требуя и огромной ответственности. Однако в последние годы все больше нареканий со стороны потребителей приходит на газовую службу - газовое хозяйство западноказахстанского филиала АО «КазТрансГаз Аймак».

IMG-20220920-WA0006

Районная газета не раз поднимала возникающие проблемы с газовым обслуживанием на своих страницах. В публикации «Жексенбіде слесарь шақырмаңыз» на страницах «районки» за №2 от 14 января 2020 года журналист Аягоз Айткалиева писала о том, что сотрудники данной компании отказываются работать в выходные, даже если это серьезная авария. В ее доме произошла утечка газа. Вызвать самостоятельно службу не удалось: «Мы в выходной день не работаем», - ответил ей сотрудник. Так как в доме находились маленькие дети и ситуация действительно угрожала жизни и здоровью ее семьи, она, как к последней инстанции, обратилась за помощью к заместителю акима района. Один звонок смог решить эту проблему. Аягоз, поняв, что данная ситуация – не единичный случай и является общей для многих сельчан, решила ее озвучить.

«Если же у нее была возможность решить эту проблему, то что остается делать простому народу, которому даже не к кому обратиться. Ведь там «глухой телефон», - пишет другой журналист – Лилия Сисенбаева в статье «Невидим, как газ» через месяц в районной газете №5 от 4 февраля 2020 года. Она озвучила ряд типичных жалоб граждан, связанных именно с этой службой.

«Отрежем газ!», - запугивают и без того запуганных жителей при любой мало-мальской загвоздке в отношениях с компанией сотрудники «КазТрансГазАймак». И ведь приводят же безапелляционно свою угрозу в исполнение, если опоздал потребитель хоть на небольшой срок с оплатой! Но стоит ли идти на такие крайние меры? Может как-нибудь стоит пересмотреть это «палачество» с газовыми трубами? Ведь оно оборачивается для сельчанина сущей бедой, так как подключение требует немалых денег», - пишется в этой статье.

«Вроде бы охватили основные типичные проблемы, связанные с газовой компанией, а вот ощущение осталось, что разговариваем сами с собой. Мы пытались выйти на директора филиала АО «КазТрансГаз Аймак» по Теректинскому району, но нам удалось связаться с ним только по телефону, а это значит, что и он невидим, как газ. Голос все время говорит, что он не решает никакие проблемы и что мы должны обратиться в областной филиал. Направляясь по указанному адресу, в очередной раз испытываем «рикошет». Вопросы остаются без ответа. Там нам объясняют, что проблемы должен решать директор филиала по Теректинскому филиалу. Круг замыкается...», - пишет журналист в той статье.

Чуть позже, думаю, читателю станет понятно, почему более подробно сделала выписки из двух опубликованных статей двухлетней давности. Судя по многочисленным жалобам сельчан, сей «воз» и поныне находится там.

Вот что пишет житель села Теректі, известный в районе общественный деятель, Почетный гражданин Теректинского района Мусагали Тулегенов: «Я неоднократно поднимал и поднимаю на всех встречах и собраниях, где присутствует аким района, проблему газового обслуживания. Но, к сожалению, мои просьбы и предложения не находят понимания и, что обидно, радикального решения.

Дело в том, что прошло более 10 лет газификации райцентра села Теректі. С тех пор многие трубы на улицах имеют под влиянием ветра, жары и холода, атмосферных осадков неприглядный вид. Жёлтая краска облезла. Трубы шатаются, вернее раскачиваются от ветра и издают странные звуки, гудят, местами источают запах газа.

Но самое страшное - в селе нет аварийной службы и люди сами на свой страх и риск ликвидируют поломки. В форс-мажорных обстоятельствах не к кому обратиться. Никто и никак не реагирует на просьбы об оказании помощи. Однако своевременной оплаты за подачу газа требуют. Я несколько раз звонил руководству районной газовой службы, некоему Коврижкину, но он ни разу не поднял трубки.

Необходимо создать в райцентре службу экстренной помощи. Для чего необходимо выделить спецпомещение. Иначе настоящее положение чревато нежелательными последствиями и бедой», - пишет Мусагали Орынгалиевич.

Другая жительница этого села Л.Булатова пишет: «Когда пошла платить за газ, с меня потребовали оплатить за техобслуживание около 5000 тенге. Меня это сильно возмутило, так как за последние пять лет точно никто не приходил ко мне домой с целью проверки состояния газового оборудования. Так за что платить? Как-то у моего соседа, вышел из строя счетчик. Он сам выявил, сам сообщил об этом куда следует и сам же за это схлопотал штраф, причем немалый. Правда, это было несколько лет назад, но, думаю, от этого данное недоразумение не потеряло актуальности. Но ведь счетчик – это не вечный двигатель, он в любой момент может сломаться. А вот другой не совсем понятный случай. Одна моя знакомая проводила газ в дополнительную точку – летнюю кухню, находящуюся в двух метрах от жилого дома. Так с нее взяли почти, как за газификацию дома. Я к тому, что немало парадоксов возле этой службы».

Можно привести еще ряд подобных жалоб от наших читателей. Но суть, по-моему, ясна: до сей поры не на должном уровне газовое обслуживание. Все накопившиеся вопросы я адресовала директору Теректинского газового хозяйства ЗКПФ АО «КазТрансГазАймак» Алексею Коврижкину. И вот что он ответил:

- Мы осуществляем поставку газа потребителям и не занимаемся техобслуживанием. Данный вопрос государство пустило в свободное плавание, так что решение вопроса с техобслуживанием лежит на самом потребителе. В городе есть ряд компаний с соответствующими лицензиями, которые занимаются этими вопросами. Потребители должны сами выбирать из нескольких компаний оптимальную и заключать с ней договор. Если мы посоветуем людям одну из них, они, в случае чего, могут сказать, что лоббируем чьи-то интересы, так как посоветовали мы. Раньше такая служба была в районе, но распалась из-за нехватки кадров. Городские фирмы с техобслуживанием не желают по вызову ехать в село. Из-за одного-двух потребителей выезд считают нерентабельным. Сейчас данный вопрос прорабатывается. Одна компания хочет зайти в район. В таких крупных селах, как Теректі, Подстепное слишком большой охват потребителей. С техобслуживанием вообще не просто. Даже если объявят в сельском акимате определенный день заезда, чтобы люди в этот день были дома, все равно не все окажутся на месте. Это же человеческий фактор.

Из сказанного поняла одно, что спасение утопающего дело рук самих утопающих. Только недопоняла, как же быть одиноким престарелым, пенсионерам, которые не владеют современными технологиями и дальше своего двора в силу возраста и выйти боятся? Где искать эти самые компании по техослуживанию самостоятельно, да еще в городе?

По словам Алексея Александровича, в каждом населенном пункте имеется слесарь по шкафам, по утечкам. Так что в случае необходимости можно обращаться к ним. Что касается покраски уличных газовых труб, было отмечено им, то они ведутся согласно инвестпрограмм, насколько заложено. Оказывается, из 132 км газовых труб ежегодно окрашиваются только 2 км. Вот и в этом году также было окрашено по разнарядке указанные километры. По простым математическим расчетам нетрудно представить, сколько лет потребуется, чтобы окрасить все трубы – почти человеческая жизнь!

Газификацией дополнительных точек «КазТрансГаз Аймак» тоже не занимается.

- Раньше занимались, а сейчас – нет, у нас была рассчитанная смета. Здесь тоже сельчане сами должны находить лицензионные компании и договариваться. Фиксированной стоимости нет, компании частные и влиять на них нет возможности, так как нет рычагов. Словом, конкурентная среда. Если одна компания в данном вопросе не устраивает, человек может апеллировать к другой, - сказал А.Коврижкин.

В конце нашей телефонной беседы Алексей Александрович просил письменно обратиться со всеми вышеизложенными вопросами к исполняющему обязанности директора западноказахстанского областного филиала «КазТрансГазАймак» Берику Омарову.

Теперь, уважаемый читатель, думаю вы поймете, почему я подробно привела выписки из ранее опубликованных статей о проблемах в газовой службе района. Очень похоже, что повторится та самая сказка «про белого бычка». Боюсь, круг опять замкнется. И все же мы не теряем надежды, что «глухой телефон» заработает. На самом верху этого ведомства проникнутся сложившимися и годами нерешаемыми проблемами «низа» и оборвется замкнутый круг.

Нурзия Сисенбаева, 

Теректинский район, 

zhaikpress.kz

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале