8.02.2021, 15:40
Просмотры: 51

Коллапс на трассах ЗКО обеспечен?

На очистку дорог республиканского значения в области не хватает техники. Почти половина автопарка областного филиала ТОО «Казахавтодор» неисправна –  это выяснил заказчик снегоуборочных работ в ходе проверки эксплуатационных участков предприятия. Плюс к тому – даже с учетом сломанной техники дорожники не могут допрыгнуть до нормативов – для наведения полного порядка на трассах им необходимы 84 единицы спецмашин, а в наличии есть – 65. Отсюда как результат – снежные накаты на республиканских трассах, ледяные наросты и заваленные глыбами снега обочины. 

20210208_153759

Заснеженные и обледенелые трассы республиканского значения, которые всегда загружены потоком легкового и грузового транспорта, автомобилисты области не устают критиковать с самого начала зимы.

Аварии и съезды тяжелых фур с дороги из-за гололеда случаются на трассах постоянно. Только с начала 2021 года произошло уже 16 ДТП, причем большая часть аварий – 12 – произошли на республиканской трассе Атырау-Уральск. В результате ДТП погибли 6 человек, травмы и ранения получили свыше 30.

Чтобы понять, что мешает подрядчику – областному филиалу ТОО «Казахавтодор» – качественно производить уборку дорог от снега, руководство областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» (это заказчик работ по зимнему содержанию республиканских трасс) решило проверить наличие исправной техники у дорожников.

В течение трех дней – 3,4,5 февраля – совместно с представителями комиссии, в состав которой вошли подполковник полиции ДП ЗКО Сергей Асанов, старший лейтенант службы ДЧС по ЗКО Айбек Ахметжанов, инженер филиала Центра качества дорожных активов по ЗКО Нурсултан Нурмухамедов, главный инженер филиала ТОО «Казахавтодор» по ЗКО Тимур Балгазин, начальник  отдела эксплуатации облфилиала АО «НК «КазАвтоЖол» Дамир Тлеубаев объехал 4 Дорожно-эксплуатационных управления (ДЭУ) «Казахавтодора» по области.

20210208_153743

Эти ДЭУ – №№38,39,40,41 – обслуживают трассы Самара-Шымкент, Атырау-Уральск, Уральск-Таскала-Граница РФ, Подстепное-Федоровка-Граница РФ, Уральск-Граница РФ (на Бузулук), Чапаево-Жалпактал-Казталовка-Граница РФ, Казталовка-Жанибек-Граница РФ, Подъезд к селу Хан Ордасы.

Тлеубаев рассказывает, что на обслуживании ТОО «Казахавтодор» по ЗКО сейчас находится 1176 км автодорог республиканского значения (общая их протяженность по области – 1414 км, из них 238 км трасс капитально ремонтируют).

На работах по содержанию автодорог в зимний период задействованы 4 дорожно-эксплуатационных участка (ДЭУ) и 4 дорожно-эксплуатационных пункта (ДЭП) «Казахавтодора». На эту деятельность из республиканского бюджета им выделено 850 млн тенге.

 – По нормативам, на обслуживание 1176 километров трасс необходимы 84 единицы  специализированной дорожной техники, – поясняет Дамир Тлеубаев. – У  предприятия есть лишь 49 спецмашин – это 40% от необходимого количества. Плюс 16 единиц спецтехники они арендуют у прочих компаний. На момент нашего выезда 20 спецмашин собственной техники «Казахавтодора» оказались неисправными, и всего 29 – на ходу.

Исходя их этой арифметики, весь объем снега и льда подрядчик убирает с трасс силами лишь 45 единиц техники. Отсюда и плохое качество работ, и обледенелые дороги.

Тлеубаев подчеркивает, что первоочередной задачей «Казахавтодора» является своевременная очистка республиканских трасс ото льда и снега для обеспечения бесперебойного и безопасного движения по дорогам. Из-за того, что они со своей задачей не справляются, по итогам января 2021 года заказчик – «КазАвтоЖол»  наложил на своего подрядчика – ТОО «Казахавтодор» штраф в размере 74 млн тенге.

Если в дальнейшем последний будет допускать наличие ледяных накатов и снежных заносов на трассах республиканского значения, штрафные санкции в отношении подрядчика будут продолжены.

– К работе сотрудников предприятия у нас претензий нет – они работают на трассах и в выходные, и в праздники, – говорит Тлеубаев.  – Но у них вся штатная техника старая,  эксплуатируется в зимних условиях на дальние расстояния, поэтому быстро выходит из строя, часто ломается. Так, на 100 километрах дороги в областном филиале «Казахавтодора» задействован один пескоразбрасыватель, который за рейс может обработать 7 километров трассы. Чтобы в гололед посыпать весь свой участок песко-соляной смесью, он должен произвести не меньше 12 выездов. Речь идет не о часах, а о неделях работы. Тогда как по нормативам положено после выпадения осадков приводить республиканские дороги в порядок за 6-8 часов. С техникой у «Казахавтодора» крайне сложно, поэтому их работа вызывает волну негатива у автомобилистов.

По словам подполковника Асанова, если сравнивать качество содержания республиканских трасс по аварийности, то меньше всего из-за гололеда аварий происходит на автодороге Уральск-Таскала – Граница РФ (в зимний период ее обслуживают 12 единиц техники и 15 дорожных рабочих). Однако это не означает, что у полиции нет нареканий к работе подрядчика на этом участке.

Подполковник рассказывает, что за январь 2021 года Департамент полиции ЗКО составил два протокола в отношении областного филиала ТОО «Казахавтодор» по ненадлежащему содержанию автодорог республиканского значения – Уральск-Таскала-Граница РФ и Граница РФ-Самара-Шымкент по статье 462, ч. 3 КоАП РК . Материалы сейчас направлены в специализированный административный суд г. Уральск для рассмотрения.

По факту – компания не выполнила ранее неоднократно выданные предписания по очистке дорог от снега и наледи.
– Техника, которую мы видели в «Казахавтодоре», через одну стоит на ремонте. Самая востребованная – грейдеры, пескоразбрасыватели – в нерабочем состоянии. Сейчас погода изменчивая – то оттепель, то мороз. Если дорожники не будут успевать убирать снег и посыпать трассы песком, коллапс на дороге и аварии нам обеспечены, - констатирует Сергей Асанов.

Людмила Калашникова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале