С начала пандемии прошел почти год. За это время область неоднократно, то усиливала, то ослабляла ограничительные карантинные меры. Люди научились жить «онлайн», стремительно впуская в свою жизнь современные технологии, которые, даже для заядлых скептиков оказались, весьма кстати во время коронавирусной истерии. Пандемия внесла свои коррективы по развитию электронной коммерции в наш провинциальный город.
Как предсказывали многие эксперты: «Этот мир никогда не будет прежним» и это верно. Особенно для бизнеса. Многим предприятиям в экстренном порядке пришлось адаптироваться под новые правила «короны», отправившей всех в изоляцию. И в этот момент оказалось, что лучше всех чувствуют себя те компании, которые активно вкладывались в IT и инновации, стали более гибкими в плане их использования.
Крупные непродовольственные ритейлеры (розничные продавцы), например, торговый дом строительных и отделочных материалов «Меркурий», оперативно перешли на рельсы e-commerce (электронной коммерции) и успешно наладили доставку товаров на дом. Но далеко не у всех компаний есть для этого необходимые ресурсы и техническая база. Кто-то оказался лучше подготовлен к цифровизации, а кто-то был застигнут коронавирусом врасплох.
– С начала пандемии мы начали усиленно работать в режиме онлайн. Сначала консультировали клиентов по телефону через WhatsApp, помогая выбирать материалы, вплоть до обоев, а затем начали разрабатывать интернет-магазин, через который наши клиенты могут выбрать и приобрести нужный товар. Но, честно говоря, для строительной отрасли это сложно, это же не бытовая техника, которую можно выбрать по картинке, просто забив параметры, – рассказала старший менеджер по закупкам ТД «Меркурий» Юлия Сафина.
А вот другие непродовольственные магазины, к примеру, торговые центры мебели, кроме ТОО «Квант», не стали более гибкими в плане использования инновационных технологий.
– Когда законодательно была запрещена деятельность торговых центров, реализующих продукцию, которая не входит в список товаров первой необходимости, мы вынуждены были закрыться, так как у нас магазин мебели и каждый товар штучный. Интернет-каталога у нас нет, мы работаем только оффлайн, – говорит менеджер одного из мебельных салонов Уральска Ирина.
Получается, если бизнес небольшой, есть большая вероятность, что во время карантина он закрывается навсегда. Если же это сеть со своими запасами, она активизирует ресурсы и срочно переводит продажи в онлайн-режим.
В выигрыше в период карантина оказались гиганты рынка, которые задолго до пандемии «оцифровались». К примеру, ТОО «Квант», основной вид деятельности компании оптово-розничная реализация мягкой и корпусной мебели, бытовой техники и электроники. Как отметили сотрудники магазина, во время карантина их продажи сильно возросли, благодаря налаженной цифровой инфраструктуре. Как и у магазинов бытовой техники.
– Для удобства и безопасности покупателей были предложены варианты консультаций по нашим действующим номерам с дополнительной возможностью консультации с помощью видеозвонка, посредством мессенджеров, таких как WhatsApp, Skype с дежурным продавцом, а также во время карантина были продлены сроки действия бонусов покупателей для того, чтобы они могли воспользоваться ими после карантина, в то же время открыли доступ к накопленным бонусам на нашем сайте: Mechta.kz, что также дало широкий спектр возможностей для безопасного приобретения желаемой техники, – рассказал директор магазина «Мечта» Ерик Ахметжанов.
Не упустили свой шанс во время пандемии и интернет-магазины, продажи которых также выросли в период карантина. Одежду и обувь большинство людей покупали именно в них. Привычка отовариваться, не выходя из дома, прочно засела в наших головах, поэтому даже теперь, когда магазины и торговые центры открыты, мы пользуемся покупками онлайн, так проще и удобнее занятому населению, кроме того, качество товаров интернет-магазинов на хорошем уровне, да и вернуть не понравившуюся покупку можно без проблем. Постепенно и другие торговые точки начали адаптироваться к новым условиям, и начали усиленно работать по доставке. Это кафе и рестораны. Фуд-ритейл в условиях самоизоляции вырос в 3-4 раза. Сайт EMENU собрал все кафе, рестораны и продуктовые магазины города на одной странице, где указаны фотокаталоги меню и контакты пищевых торговых точек.
Как оказалось, быть инноватором и внедрять экспериментальные технологии для повышения эффективности бизнес-процессов очень выгодно. Пока одни торговые сети стоят перед выбором – использовать в своей работе автоматизацию и инновации или просто свернуть работу и закрыть двери, другие уверенно движутся в направлении электронной коммерции, занимая свою нишу в мировой глобальной сети. Официальные мобильные приложения, которые открывают успешные компании, предлагает пользователям адаптированную онлайн-витрину, возможность выбрать временной интервал доставки, отслеживание курьера на карте, голосовой поиск и поиск товара по штрих-коду.
Надо признать, что вместе с пандемией человечество сделало большой шаг на пути к цифровизации, которая затронула все сферы, начиная от автоматизации финансов и товародвижения, заканчивая прогнозированием спроса и управлением ассортиментом. Бизнес-процессы сильно изменились. Это первое, с чем столкнулись многие компании. Ритейлеры, которые обеспечивали доставку товаров до двери, оказались в выигрышной ситуации. Для них спрос возрос. Те, у кого не было доставки, столкнулись с возросшим спросом, но уперлись в логистику.
Сейчас компаниям и розничным магазинам, у которых нет каналов для продаж в e-commerce нужно создавать онлайн-магазины, оборудовать call-центры, договариваться с маркет-плейсами, со службами доставки, оптимизировать процессы – в общем, создавать всю необходимую инфраструктуру. Поведение покупателей совершенно точно не будет таким, как раньше. Люди поняли, что дистанционная жизнь, дистанционная работа, дистанционная коммуникация, дистанционные заказы не так страшны, а даже, наоборот, порой и выгодны.
Наталья Горохова,
zhaikpress.kz