11.02.2021, 14:26
Просмотры: 51

Не дать манипулировать сознанием

Как известно, после распада союза возникший идеологический вакуум начинал наполняться идеями различных религиозных организаций и сект, преследующих лишь свою финансовую выгоду. Но наша страна пережила эти периоды. Было время, когда наша молодежь повально начала выезжать в Сирию, и этот поток удалось остановить благодаря непрерывной работе соответствующих структур. Своим видением, как на сегодня обстоит религиозная ситуация в стране во время пандемии, поделились известный теолог, заместитель руководителя отдела шариата и фетв Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Хасан Аманкулов и заведующий отделом теологической реабилитации при ДУМК Канат Алшимбаев.

IMG-20210210-WA0078

– Хасан Ташайулы, какова, на ваш взгляд, на сегодняшний день религиозная ситуация в Казахстане?

– В нашей стране на сегодня существуют две основные религии: суннитский ислам и православие. 70% населения Казахстана идентифицируют себя как мусульмане. Если заглянуть глубоко в историю, с момента появления ислама на казахской земле наши предки веками следовали только исламу. Мы не должны забывать, что это религия, которая передавалась от отца к сыну и укоренилась в культуре и традициях наших предков. С момента ее появления казахский народ совершает столпы и обязательные предписания молитвы на базе религиозных школ имама Агзама Абу Ханифа и имама Матуриди. В настоящее время количество мечетей в стране достигло 2716. Все они входят в структуру республиканского исламского религиозного объединения «Духовное управление мусульман Казахстана». В целом, на сегодняшний день религиозная ситуация в Казахстане – стабильная.

– В чем заключается причина межрелигиозных разногласий среди верующих?

Хасан Аманкулов: «К сожалению, при советской власти количество образованных имамов уменьшилось. Поколение, рожденное в то время, выросло в духе атеизма. На заре Независимости, обретя свободу вероисповедания,  народ повысил уровень религиозной грамотности. Молодежь начала углубленно изучать ислам в таких странах, как Саудовская Аравия, Египет, Ливия, Сирия и Пакистан. Обучившись, многие молодые люди стали вносить свой вклад в повышение религиозной грамотности желающих проповедовать ислам. К сожалению, среди них оказались и те, которые оказались приверженцами нетрадиционных религиозных течений. В настоящее время их деятельность ограничена. Многие из приверженцев деструктивных религиозных течений осознают свои ошибки и возвращаются в наш традиционный ханафитский мазхаб. Все это заслуга управлений по делам религий, специалистов-теологов, имамов, которым небезразлична судьба казахстанцев».

Канат Алшимбаев: «Причин же разногласий можно назвать несколько, это неосведомленность населения, а также разобщенность верующих в вопросах религии, и представители нетрадиционных течений используют самые разные методы для вербовки населения. Обычно они проповедуют вне мечети – на улице, на рабочих местах, в частных владениях. Приманкой служит благотворительность, также помощь в трудоустройстве и активная деятельность в социальных сетях. В целом, низкий уровень правовой и религиозной грамотности населения, особенно молодежи, оказывает существенное влияние на беспрепятственное распространение и рост различных религиозных течений в стране. Проблема в том, что эти организации свободно работают не только как религиозное течение, но и как, якобы, инвесторы или представители бизнеса. Чтобы противостоять этому натиску, человек должен быть юридически и религиозно подкован. Наша задача заключается в дальнейшем повышении правовой и религиозной грамотности молодежи. Для этого нужно активно проводить информирование населения в вопросах религии, важна и поддержка государственных органов».

IMG-20210210-WA0079 (1)

– Хасан Ташайулы, какие меры предпринимаются для повышения религиозной грамотности верующих?

Следует отметить, что сегодня в Казахстане подготовка специалистов в области исламоведения, религиоведения и теологии значительно продвинулась. Ведущие ученые мусульманских стран преподают ислам в Египетском университете исламской культуры Нур-Мубарак в Алматы. Ежегодно выделяются государственные гранты по специальности «исламовед». Кроме этого, функционируют 9 медресе-колледжей. Обучение в данных учебных заведениях основано на зарубежном опыте. Также для повышения религиозной грамотности в мечетях организованы курсы, где желающие обучаются азам и основам ислама. В нынешнее время, в условиях пандемии, усилена работа в соцсетях. Проводятся проповеди в разных форматах, как онлайн, так и офлайн.

В чем причина того, что каждый по-разному трактует священные тексты Корана, в том числе понятие слова «джихад»?

Хасан Аманкулов: «Действительно, радикалы и исламофобы в равной степени склонны манипулировать определенными аятами Корана, чтобы доказать, что Коран якобы одобряет насилие. Однако малейшего знакомства с этими аятами достаточно, чтобы понять, насколько это далеко от истины. Попытки изобразить коранический текст как проповедь насилия не выдерживают академической критики и по сути их легко опровергнуть, просто прочитав предложение полностью и вместе с контекстом. Более того, исчезает даже ее вероятность, если взглянуть на другие суры Корана и высказывания Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение!), которые осуждают насилие и призывают к миру».

IMG-20210210-WA0037

Канат Алшимбаев: «Трактовка Корана – прерогатива ученых. Появившиеся нетрадиционные течения раздают своим приверженцам право пояснения религиозных постулатов, так и появляются разные трактовки. Здесь нужно и отметить политическую составляющую. Можно сказать, что на появление всех этих нетрадиционных течений, в том числе исламских, повлияла определенная политическая ситуация.  Понятие термина «джихад» не осталось в стороне. Поэтому создание разногласий – это намеренное противостояние столпам ислама».

– Канат Мухангалиевич, если говорить о сайтах с противоправным контентом, то интернет-вербовка по-прежнему представляет большую опасность для молодежи. В наше время для того, чтобы радикализовать человека, достаточно дать ему исчерпывающую информацию в интернете, вплоть до точных инструкций «как выехать в Сирию». В этой связи снизился ли поток уезжающих в Сирию, учитывая условия пандемии?

– Я с уверенностью могу сказать, что поток уезжающих в Сирию снизился не из-за пандемии, а благодаря слаженной работе государства и ДУМК. Сегодня у государственных органов есть возможности прослеживать, мониторить соцсети, выявлять радикальные сайты. Да, сайты блокируются, но надо отметить, что это долгий процесс, когда как вербовщики успевают открывать в это время другие аналогичные сайты или страницы. Поэтому, к большому сожалению, все же интернет-вербовка существует по сей день. Совместно с управлением по делам религий в этом направлении проводится масштабная работа по разъяснению верующим основ традиционного ислама.

– Канат Мухангалиевич, как вы думаете, почему некоторые люди ищут религиозные знания в интернете из сомнительных источников? Почему они не обращаются к представителям духовенства, имамам?

– На мой взгляд, это происходит из-за неосведомленности населения, например, на многие вопросы по религии ответы можно получить на официальных сайтах ДУМК.  Хотя у нас есть возможность ответить на все их интересующие вопросы. При ДУМК есть как сайты, так и колл-центры.

– Канат Мухангалиевич, как вы считаете, в чем причина того, что доводы радикально настроенных мусульман имеют сильное влияние на умы их последователей? Особенно тревожит тот факт, что большинство из них молодые люди в возрасте до 30 лет. Что привлекает их, по вашему мнению, в идее салафизма?

– Во-первых, нужно отметить, что самим Пророком сказано, что молодые в годах и бестолковые в умах принесут вред нашей религии. Как мы видим, представители деструктивных религиозных течений заняты мусульманами, у них нет дела до приверженцев других религий, как об этом сообщил нам Пророк (мир Ему и благословение!). Во-вторых, молодежи присущ юношеский максимализм, где нет места полутонам, в-третьих, все новое воспринимается ею как истина в последней инстанции. Это своеобразная дань моде, хотя не все, что модно, можно назвать правильным. Салафизм также привлекает молодежь своими красивыми лозунгами, как например, «мы должны следовать Корану и Сунне, а не мазхабам», «должны совершать деяния на основе достоверных хадисов», «мы должны понимать религию, так же как ее понимали праведные предшественники и их сподвижники, последователи и следующее поколение». Все это звучит громко, но нужно понимать, кто же на самом деле следует Корану и сунне Пророка. На радикализацию религиозных взглядов влияет множество факторов, такие как неправильное понимание сути религии, поклонения, постулатов и основ Ислама.

– Какие характерные признаки присущи адептам религиозных течений?

Хасан Аманкулов: «Они отвергают национальные ценности и традиции всех этнических групп, проживающих в Казахстане, такие как празднование Наурыза, традиции казахского народа «бет ашар», «салем салу», посвящение Корана умершим. Выступают против светского государства и светского образа жизни, не уважают государственную символику и государственные праздники, осуждают мусульман, которые следуют традиционному исламу и нетерпимо относятся к другим религиям и неверующим. Ненавидят современную культуру и искусство: музыку, балет, изобразительное искусство, отказываются от выполнения установленных законом обязанностей – воинская служба, обязательное среднее образование. Отказываются от некоторых видов медицинских процедур, таких как переливание крови, вакцинация, пересадка органов, призывают не изучать определенные предметы в учебных заведениях – биологию, физкультуру, музыку, рисование.

Канат Алшимбаев: «Хотелось бы отметить, что вышеуказанные признаки не являются основными. Также характерным признаком адептов религиозных течений многие называют отращивание бороды и укорачивание брюк. Но, главным стержнем все же является идеологическая составляющая, чего многие не знают. Но это уже отдельная тема».

Арайлым Беккалиева,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале