Как известно судебные тяжбы дело затратное как по времени, так и по стоимости услуг юриста и адвоката. Отличный выход решить дело миром и при этом не затратить ни копейки – воспользоваться услугами Центра Примирения.
Со дня открытия Центра примирения было рассмотрено 480 обращений. С января 2021 года поступило 94 обращения, из них заключено 33 медиативных соглашения и проведена 61 консультация.
Любой посетитель сможет здесь воспользоваться целым комплексом бесплатных услуг медиаторов. Центр позволяет применять современные технологии в урегулировании споров людей, а населению – обойтись без хождений по судам, тем самым значительно сэкономить время и деньги. Руководитель Центра примирения ЗКО Алуа Рахишева отметила, что за 5 месяцев текущего года в Центр примирения поступило 94 обращения, из них 9 обращений по статье 73 КОАП РК (Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений).
– По данным 9 обращениям правонарушители с потерпевшими заключили медиативные соглашения часть в Центре примирения, часть в опорных пунктах полиции. У нас есть чат рабочей группы по профилактике бытового насилия, куда входят судьи, представители аппарата акима области, местной полицейской службы, образования, общественных фондов, кризисных центров, психологи. В августе прошлого года во время моей работы в онлайн режиме ко мне за помощью обратилась женщина. Дело было безотлагательным, так как она опасалась за свою жизнь. В течение нескольких лет супруг совершал насильственные действия в отношении супруги. И это не только преднамеренное применение физической силы или власти, но и действия сексуального характера. По ее обращению тут же были предупреждены другие члены данной рабочей группы, а также участковые инспекторы по адресу. Пострадавшей был рекомендован юрист. В отношении данной семейной пары в тот же день было вынесено защитное предписание. Супругу был установлен административный арест на срок до пяти суток, – рассказал Алуа Ракишева об одном из инцидентов из своей практики.
В течение полугода Центр примирения оказывал поддержку пострадавшей женщине с детьми. В центр обращаются не только для разрешения споров, но также и те люди, которые оказались в трудной ситуации. Специалисты центра находят им бесплатных юристов или направляют в центр «Отбасы» и другие кризисные центры.
– В прошлом году из областного акимата прислали женщину-инвалида, которая осталась без жилья из-за ссоры с сестрой. Пришлось провести несколько встреч и бесед с ней и сестрой. Мне удалось помирить сестер, после чего они стали жить вместе. Так же разрешила спор между соседками-подругами, которые собирались судиться. После подписания соглашения и беседы, они помирились и долго еще не уходили из нашего Центра, рассказывая друг другу накопившиеся новости. По земельному спору помирила двух соседей, у одного из которых с крыши лед и снег падал на дом соседа. Также между заводом и частным предпринимателем был разрешен земельный спор с помощью медиации. И таких примеров много, – говорит Алуа Ракишева. Руководитель центра также отмечает, что за 2021 год было урегулировано 3 спора по алиментам, 3 по не своевременной выплате заработной платы и 5 споров по выплате долговых обязательств.
– Зачастую женщины требуют алименты, но в то же время препятствуют общению детей с отцом и его родственниками. Из-за этого многие мужчины отказываются выплачивать деньги на содержание ребенка. В таких случаях необходимо заключить соглашение и через органы опеки и попечительства либо через ювенальный суд составить график общения с ребенком. Оба родители имеют равные права и обязанности, об этом не следует забывать, – подытожила Алуа Гильмановна.
В Центре примирения ЗКО проводятся семинары-тренинги для медиаторов школ «Школа – медиация – согласие».
Медиаторы делятся своим мастерством ведения переговоров и рекомендациями по обсуждению и разрешению различных споров, школьных конфликтов, в межэтнической сфере, сфере семейно-бытового насилия. Психолог проводит эффективные тренинги. Проведение семинара — это хорошая возможность поделиться своими знаниями и опытом с другими людьми. Центр примирения разработал Положение и методические рекомендации о службе школьной медиации в целях развития примирительных процедур в образовательных учреждениях. Для развития школьной медиации была составлена база данных о школах ЗКО и прикреплены районные и городские общественные медиаторы к школам города и области.
– Недавно я поделилась с представителем Министерства информации и общественного развития о том, что неплохо бы ввести уроки медиации в образовательных учреждениях. Ведь есть такой положительный опыт в России и за рубежом, – отмечает Алуа Ракишева.
Руководитель центра медиации также отметила несколько факторов сдерживающих развитие института медиации.
– В данное время судьи – медиаторы, нотариусы – медиаторы, юристы – медиаторы, адвокаты – медиаторы. Это неправильно. Судья наделен властными полномочиями по отношению к сторонам и иным участникам процесса. Судья вправе предъявлять сторонам властные требования, которые стороны не вправе нарушать. Медиатор должен быть медиатором, судья – судьей. Ко всему прочему у судьи есть свои должностные обязанности, насколько известно суды весьма загружены делами и если те споры, которые можно решить медиативным путем будут переданы медиаторам, это позволит значительно разгрузить судей. Что касается юристов и адвокатов, то они все решают строго по законодательным нормам, мы также работаем в правовом поле, но главная задача медиатора примирить людей, помочь им увидеть компромисс и прийти к согласию, не доводя дело до конфликта и суда. Хороший медиатор должен быть в первую очередь хорошим психологом, уметь видеть проблему, чувствовать оппонентов и уметь найти такое решение, которое удовлетворит обе стороны.
Также необходимо создать единый орган, который будет контролировать и координировать деятельность медиаторов. В данный момент центры профессиональных медиаторов действуют разрозненно. На сегодняшний день в ЗКО работает 25 профессиональных медиаторов, 58 бесплатных медиаторов и 22 медиатора от этнокультурных объединений АНК. Здесь стоит отметить, что все профессиональные медиаторы оказывают бесплатные юридические услуги социально уязвимым слоям населения, – говорит А.Ракишева.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz
Центром примирения для удобства граждан создан специальный сайт «Портал цифровой медиации ЗКО» https://mediation07.kz/, где размещена вся информация о медиации, новости, реестр профессиональных и бесплатных медиаторов. На данном портале любой человек может задать свой вопрос и получить консультацию или позвонить выбранному медиатору.