22.06.2021, 8:58
Просмотры: 162

На службе у государства

23 июня государственные служащие отметят свой профессиональный праздник. Государственная служба – один из важнейших элементов всей государственной системы, которая играет ведущую роль в организации государственного управления. Эффективная государственная власть способна повысить уровень и качество жизни населения, а также решить социально-экономические проблемы. Руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по ЗКО, председатель Совета по этике Галым Турсынбаев рассказал о том, какие изменения ожидают государственную службу и каким образом будут достигнуты основные требования к деятельности государственных служащих.

госслужба (1)

На сегодня в ЗКО функционируют 434 государственных органа, где работают 3903 государственных служащих. Штатная численность – 4210 единиц, из них политических 19, госслужащих корпуса А – 1, корпуса Б – 4190. 7% составляют вакансии. Доля женщин среди госслужащих – 57 % (2219), 16 % из них занимают руководящие должности. Среди политических служащих – аким Чингирлауского района, руководители управления образования и государственных закупок, департаментов по контролю в сфере образования и статистики. Средний возраст госслужащих – 39 лет. Высшее образование – 91% госслужащих, порядка 90 – являются выпускниками зарубежных вузов.

– Пандемия C0VID-19 повлияла на трансформацию работы многих сфер деятельности человека. Как новая реальность отразилась на порядке отбора на государственную службу?

– Действительно, пандемия C0VID-19 вызвала новую реальность, повлияла на деятельность всего государственного аппарата, а также послужила ускорению процессов цифровизации. Госаппарат был вынужден работать в дистанционном режиме, который потребовал новых инструментов цифрового взаимодействия. Известно, что для поступления на государственную службу граждане проходят следующие три этапа конкурсного отбора: тестирование на знание законодательства; на оценку личных качеств (навыки, знания и умения) с целью определения приверженности ценностям государственной службы, собеседование в самом государственном органе.

Сейчас изменены Правила проведения конкурса на занятие государственных должностей. Так, разрешено осуществлять прием документов, а также проведение конкурсов в дистанционном режиме, также сокращен перечень необходимых документов для участия в конкурсе с восьми до трех (заявление установленной формы, диплом об образовании, послужной список). Также в период пандемии сокращены сроки проведения конкурса с 22 до 4 дней для органов здравоохранения, социальной защиты населения и образования. По данному порядку проведено конкурсов на 15 вакансий, в которых приняло участие 18 человек, рекомендованы на должность 7 кандидатов. В рамках совершенствования процедур поступления на государственную службу, предоставлена возможность внеконкурсного занятия равнозначных и вышестоящих должностей (при наличии двухлетнего стажа на нижестоящей должности). Максимально расширен круг наблюдателей, участвующих в конкурсе.

На сегодняшний день Агентством разработан модуль iQyzmet «Прием на государственную службу», частично реализованы функционалы данного модуля: регистрация кандидата; заполнение анкеты; тестирование; публикация вакансий; автоматическая проверка на соответствие квалификационным 15 требованиям кандидата при отклике на вакансию; онлайн-собеседование; видеозапись. Данные подходы были протестированы в пилотном режиме в период с 5 апреля по 4 июня 2021 года. Введение новых инструментов отбора позволит подходить более «точечно» к потребностям государственных органов и привлекать сотрудников с необходимыми компетенциями.

– Согласно Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева планируется внедрение новой системы оплаты труда на основе факторно-бальной шкалы, насколько повысится зар-плата госслужащих в связи с этим?

– На сегодня оклад госслужащего зависит от категории и стажа, при этом не учитывается объем и качество работы, премии выдаются одинаково для всех. Новая система оплаты состоит из двух частей, которая основывается на круге возложенных обязанностей и результативности. Первая часть – это гарантированный должностной оклад служащего на основе факторно-бальной шкалы, вторая часть – переменная. Административные государственные должности корпуса «Б» распределены по следующим функциональным блокам:

1) блок «А» – должности, связанные с непосредственной реализацией миссии, стратегических целей и задач, возложенных на государственный орган, подготовкой решений, способствующих выработке, определению и реализации государственной политики (осуществление стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций государственного органа, предоставление государственных услуг, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам основной деятельности государственного органа и т.д.);

2) блок «В» – должности напрямую не связанные, но носят содействующий характер в реализации миссии, стратегических целей и задач, возложенных на государственный орган, подготовке решений, способствующих выработке, определению и реализации государственной политики (информационно-аналитическое, организационно-правовое (юридическое), финансовое, кадровое обеспечение деятельности государственного органа, осуществление внутреннего контроля, ведение секретного делопроизводства и т.д.);

3) блок «С» – должности, не направленные на реализацию миссии, стратегических целей и задач, возложенных на государственный орган, а связаны с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования государственного органа (осуществление материально-технического и документационного обеспечения, за исключением секретного делопроизводства; осуществление переводческой деятельности, ведение архивной работы и т.д.).

С 1 июля 2021 года в государственных органах планируется введение новой системы оплаты труда, основанной на факторно-балльной шкале. Данная система в пилотном режиме внедрена в Агентстве госслужбы, Антикоррупционной службе, Министерстве юстиции, акиматах Мангистауской, Павлодарской, Карагандинской, Атырауской областей, гг. Нур-Султана, Алматы и Шымкента. По ФБШ заработная плата госслужащих будет состоять из двух частей – основной (зарплата) и переменной, которая будет зависеть от результата работы и мотивировать госслужащих на результат. При внед-

рении ФБШ в госорганах сократится разрыв между зарплатами в регионах и центре. Зарплата заметно повысится, заработная плата исполнительского звена (в 1,5 раза) + переменная часть. Внедрение новой системы оплаты позволит обеспечить стабильность государственного аппарата, привлечь лучшие кадры из негосударственного сектора, обеспечить конкурентоспособность зарплаты госсектора с оплатой на рынке труда.

– Как проходит процесс обучения государственных служащих, а также совершенствование компетенций госслужащих?

– На сегодняшний день центром образовательной системы госслужащих является Академия государственного управления при Президенте и ее филиалы. Вместе с тем, Агентством в целях развития конкурентоспособности законодательно расширен перечень потенциальных поставщиков образовательных услуг для государственных служащих. К ним могут относиться организации, соответствующие требованиям по кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению. Постановлением Правительства были внесены изменения в Правила подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в части требований к организациям, осуществляющим повышение квалификации. Также установлено, что перечень этих организаций будет определяться Координационным советом при Агентстве. В настоящее время ведется сбор заявок с подтверждающими документами.

В 2020 году переподготовку и повышение квалификации прошли 1431 государственных служащих, в текущем году запланировано обучение свыше 1 тыс. госслужащих. На сегодня обучены 50% из числа запланированных. Кроме этого, в целях совершенствования управленческих компетенций служащих осуществляется ротация кадров. В прошлом году ротированы два руководителя областных управления. В 2020 году была введена межрегиональная ротация для местных исполнительных органов. Введена добровольная ротация между служащими корпуса «Б», а также ротация на занятие вакантных должностей корпуса «Б». Кроме того, решается вопрос обеспечения жилищной площадью и расширения социальных гарантий при ротации.

С целью эффективного использования управленческого опыта и профилактики коррупции впервые введен институт ротации отдельных политических служащих, которые будут ротироваться каждые четыре года со дня их назначения. При этом по решению руководителя соответствующего государственного органа срок пребывания политического служащего на занимаемой должности может быть продлен на два года. Последующее же продление на два года будет возможно только по решению Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте РК. Общий срок нахождения на должности не должен превышать 8 лет (на региональном уровне ротации подлежат акимы районов).

Также, действующим законодательством предусмотрена процедура стажировки вне места постоянной работы и направлена на приобретение государственными служащими профессиональных знаний и опыта. С начала текущего года 33% госслужащих из запланированных прошли стажировку. Обучение, развитие личностных и профессиональных компетенций государственных служащих осуществляется постоянно, в том числе осуществляется обучение в случае принятия правовых актов, цели и задачи которых связаны с реализацией государственных функций.

К примеру, с 1 июля текущего года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, который предусматривает переход на новый формат рассмотрения обращений граждан. Так, Академией государственного управления организована работа по обучению государственных служащих в части рассмотрения обращений физических и юридических лиц. В целом, филиалом АГУ обучено около 4 тысяч госслужащих государственных органов области, из которых 1985 – служащие местных исполнительных органов.

– Расскажите о результатах работы по повышению этичности государственных служащих уполномоченными по этике областных гос-органов.

– Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и, соответственно, предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих. Поэтому, в целях повышения уровня требований к морально-этическому облику и деловых качеств государственных служащих, а также обеспечения соблюдения этических норм в госорганах, начиная с 2017 года в стране введен и продолжает свою работу институт уполномоченного по этике.

В первом квартале 2021 года уполномоченными по этике местных исполнительных органов оказана 107 индивидуальной консультативной помощи по вопросам соблюдения требований Этического кодекса, из них госслужащим – 70, физическим и юридическим лицам – 37, осуществлены 36 личных приемов граждан. Также, проведены соответствующие разъяснительные работы в по 4-м госслужащим, в отношении которых поступили обращения по фактам нарушения норм служебной этики. По итогам проведения указанных мер, наблюдается тенденция к уменьшению фактов совершения госслужащими дисциплинарных проступков, связанных с несоблюдением норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих госслужбу.

Советом по этике в ЗКО проведено 6 заседаний, на которых рассмотрен 21 вопрос, из 10 – это дисциплинарные дела, по результатам рассмотрения 4 дисциплинарных дел Советом принято решение прекратить их в связи с отсутствием в составе признаков дисциплинарного проступка, по 6 дисциплинарнам делам рекомендовано наложить дисциплинарные взыскания на 6 должностных лиц, из них 1 – за совершение проступка, дискредитирующего государственную службу, 5 – за несоблюдение требований Этического кодекса.

– Департамент проводит проверки по вопросу соблюдению законодательства в сфере государственной службы и за соблюдением норм служебной этики государственными служащими. Выявлены ли факты нарушения прав госслужащих?

– На сегодняшний день, департаментом в рамках обеспечения соблюдения прав государственных служащих проведено немало работ, в том числе и проверок. К примеру, в прошлом году на основании обращении должностных лиц аппарата акима области и аппарата акима Теректинского района касательно незаконности привлечения их к дисциплинарной ответственности, департаментом были проведены необходимые проверочные мероприятия, по итогам которых незаконно примененные к ним дисциплинарные взыскания были отменены и тем самым восстановлены их нарушенные права. Имеются факты притеснения руководителями своих подчиненных. В прошлом году в департамент поступило коллективное обращение о защите своих прав от рядовых сотрудников департамента по обеспечению качества образования ЗКО, по итогам проверки, доводы заявителей касательно проявления неэтичности в отношении подчиненных со стороны руководителя данного госоргана нашли свое подтверждение. Позднее, итоги данной проверки были рассмотрены на заседании Совета по этике, по итогам которого указанному лицу было наложено дисциплинарное взыскание в виде «строгий выговор».

И еще необходимо указать о социальной защите государственных служащих. Например, департаментом в текущем году была проведена проверка в деятельности департамента полиции ЗКО касательно невыплаты выходного пособия при сокращении штатной численности двум госслужащим. По итогам проверки нарушенные права данных служащих были восстановлены путем выплаты им 827508 тенге положенного выходного пособия.

Подготовила Жанна Балыкова

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале