20.08.2021, 9:21
Просмотры: 52

Колодцы вырыты. Субсидий нет

В Акжаикском районе крестьянские хозяйства не могут получить инвестиционные субсидии, которые им положены по закону за пробуренные за свой счет колодцы и установленные насосные станции для нужд ферм и бахчей.  В области нет рабочих групп, которые должны принять их скважины в эксплуатацию. Общественники не спешат войти в состав этих групп – спецтехники и лицензий на обмер колодцев у них нет, а за незаконно назначенные субсидии можно схлопотать возбуждение уголовного дела. 6F0997FD-6E04-4449-9343-35F40522D759

Еще в мае 2021 года, по словам заместителя руководителя отдела предпринимательства и сельского хозяйства Акжаикского района Алибека Бакирова, в их районе заявки на получение инвестсубсидий за вложение собственных средств в капельное орошение, бурение колодцев и установку в хозяйствах водных насосов подали 22 хозяйства.

Руководители крестьянских хозяйств рассчитывали на возврат в среднем 25% от суммы, затраченной на обводнение своих участков и колодцы.

Однако до сих пор оператор по распределению этих субсидий – управление сельского хозяйства ЗКО – никаких сумм на их счета не перечислило.

Они не могут до конца сформировать комиссии, которые бы выехали в крестьянские хозяйства и составили акты с учетом технических характеристик сооружений: колодцы есть – их глубина соответствует поданным заявкам на получение инвестсубсидий. В этих комиссиях не хватает представителей общественных организаций.

– В состав комиссий по распределению инвестсубсидий крестьянским хозяйствам входят специалисты районных отделов сельского хозяйства, я сам вхожу в рабочую группу по нашему району, – говорит Алибек Бакиров. – Насколько я знаю, в начале этого года из состава рабочих групп вышли представители Палаты предпринимателей ЗКО, потому что у них нет профильных специалистов по водоснабжению. Нам нужны представители неправительственных организаций сельскохозяйственного профиля. Но их у нас нет. Поэтому проверок по пробуренным колодцам тоже до сих пор нет.

Ждем обещанных  субсидий несколько месяцев

Фермер Еркебулан Ажикенов для нужд своего животноводческого хозяйства в этом году выкопал два колодца. Затратил на это свыше 4 миллионов тенге. Рассказывает, что бригада пробурила ему две скважины глубиной по 50 метров каждая, по цене – 35 тысяч тенге за каждый метр. Плюс насосы и генераторы – это еще около 500 тысяч тенге.

– Мы ждали, что государство окажет нам помощь, и в виде субсидий нам вернут 25% от затраченных денег. Заявку мы подали еще в мае, но получить эти субсидии не можем до сих пор, – говорит Еркебулан Ажикенов.

Еще один фермер – Нурлан Жумашев вложил в обновление системы капельного орошения на своих полях почти 9 млн тенге. Ждал, что в начале лета в виде инвестсубсидий ему вернут 3,6 млн тенге. Но пока безрезультатно.

На своих 20 гектарах земли Жумашев выращивает овощи, бахчевые. Снабжает своей продукцией не только сельчан из Акжаикского района, за арбузами и дынями к нему едут жители из Жанибекского района, Бокейорды, Уральска и даже из Атырау и Актау.

За сезон его хозяйство собирает до 600 тонн арбузов, 200 тонн лука, по 50 тонн помидоров и моркови.

– В этом году урожай овощей у нас хороший. Воды было больше, чем в прошлые годы, – делится Нурлан Жумашев. – Большую помощь в работе нам оказывает капельное орошение. Во-первых, эта система полива экономно и грамотно распределяет воду по нашим полям. Во-вторых, благодаря ей мы экономим деньги на рабочей силе минимум 2 миллиона тенге за сезон – нам не нужно нанимать людей, чтобы они обслуживали во время полива наши 20 гектаров.

Но, по словам фермера, минус системы капельного орошения в том, что она недолговечна – максимум шлангов и ленты хватает на 1-2 года работы – потом все приходится менять, покупать заново. И здесь поддержка государства для овощеводов очень важна – полностью закупать это оборудование крайне затратно. Поэтому Нурлан Жумашев ждет приезда рабочей группы, которая убедится в том, что капельное орошение у него функционирует, как положено.

Комиссии не сформированы – актов обследования нет

Руководитель управления сельского хозяйства по ЗКО Жасулан Халиуллин поясняет, что работа выездной комиссии на осмотр объектов инвесторов в сельском хозяйстве по программе субсидирования инвестиционных вложений приостановлена. Выезды по пробуренным фермерами колодцам сейчас никто не осуществляет. И субсидии одобрить хозяйствам, кто пробурил колодцы, управление не может – у специалистов сельхозуправления нет на руках актов от приемных комиссий – по наличию колодцев, их глубине и прочих технических характеристик.

Причина тому – выездные комиссии не сформированы, в них не хватает представителя от неправительственного сектора. Областной филиал Палаты предпринимателей «Атамекен» участвовать в выездах отказался.

– Согласно пункту 4 Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях, наше управление формирует группу специалистов из числа наших сотрудников, местных акиматов, и других организаций, являющихся представителями общественных и неправительственных отраслевых организаций, – говорит руководитель сельхозведомства. – С 2019 года до середины июня 2021 года эта рабочая группа активно выполняла свои функции совместно со специалистами районных отделов сельского хозяйства и Палаты предпринимателей «Атамекен». Специалисты выезжали в районы, осматривали вводимые в эксплуатацию колодцы, инвестсубсидии мы выплачивали. Но в мае 2021 года поступило письмо от НПП «Атамекен» об исключении из состава группы их сотрудников на основании поручения центрального аппарата Палаты предпринимателей. И теперь из-за того, что в составе нашей комиссии нет представителей Палаты предпринимателей и других представителей НПО, комиссия не работает по районам.

Жасулан Халиуллин рассуждает, что основная предпринимательская деятельность на селе связана с развитием агропромышленного комплекса. И для него непонятно: почему вместо того, чтобы обеспечить крестьянам доступ к госсубсидиям, Палата предпринимателей снимает с себя ответственность участвовать в составе комиссий, которые решают вопросы о выделении фермерским хозяйствам государственной поддержки? По его словам, он задал этот вопрос руководству регионального филиала Палаты, но там сослались на то, что решение принято не ими, а спущено для них сверху.

– Мы направили письма в районы и акимат Уральска, чтобы они предоставили нам кандидатуры из неправительственных организаций – Советов ветеранов, Общественных советов, – зарегистрированных на местах, чтобы те вошли в состав комиссий по выплате фермерам инвестсубсидий, – констатирует Халиуллин. – Но по разным причинам районные акиматы не могут представить нам кандидатуры от НПО. Мы в третий раз направляем письма по этому поводу, но решения пока нет. Ассоциация Союз фермеров Казахстана отказалась участвовать в группе в связи с отсутствием соответствующего штата сотрудников в филиале (в штате у них предусмотрен только один председатель).

Обмер ведут  веревками и проводами

Что касается отказа Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» от участия в составе комиссий по выделению субсидий на колодцы и насосные станции, которые за свой счет пробуривают фермеры, то на этот счет у Халиуллина есть свое мнение.

Руководитель управления сельского хозяйства объясняет, что с прошлого года участились проверки и факты возбуждения уголовных дел по выплате инвестсубсидий хозяйствам. Дело в том, что надзорные органы стали выявлять ситуации, когда крестьянские хозяйства

подделывали документы по глубине пробуренных скважин, чтобы получить субсидии в большем объеме. Через полгода или год колодцы забивались, потому что были выкопаны неправильно или не на должную глубину, но деньги от государства в качестве поддержки фермеры уже успевали  получить.

– Акт приемки о техническом состоянии колодцев подписывают члены комиссии, которые выезжают в крестьянские хозяйства. Но измерительных приборов, лицензированного оборудования у них на руках нет. Они меряют глубину колодцев при помощи подручных материалов – проводов, веревок, и после перемеривают ее рулеткой, – констатирует он. – Когда через полгода-год приезжают представители надзорного органа и начинают свой обмер глубины скважин, выявляется расхождение на метр-полтора. И это является основанием для возбуждения уголовного дела. И именно членов комиссии   по обследованию новых колодцев, тех, кто выезжал, осматривал, измерял глубину колодцев, кто подписывал акты осмотра при определении размеров субсидий, начинают привлекать в первую очередь к ответственности.

Парадокс ситуации состоит в том, что члены комиссий не имеют специализации по бурению колодцев. Они не являются представителями фирм технадзоров или авторского надзора, но именно они несут полную ответственность за принятые колодцы, когда речь идет о том, насколько законно и справедливо были выплачены субсидии сельскому предпринимателю.

В письме из НПП «Атамекен», как подчеркивает Халиуллин, нет прямого упоминания об этом. Но, по его словам, есть большая вероятность того, что в Палате предпринимателей своим отказом от участия в составе рабочих групп по осмотру объектов инвесторов в сельском хозяйстве на местах хотят оградить своих сотрудников от судебных разбирательств.

– Сейчас от участия в комиссиях отказываются и сами госслужащие. Из районов к нам поступили несколько служебных записок – представители отделов сельского хозяйства пишут, что не хотят обследовать колодцы, не имея на руках точного оборудования, – признает Жасулан Халиуллин. – Мы в свое время писали в управление строительства, чтобы они включили в состав нашей рабочей группы по инвестсубсидиям своего специалиста, который бы знал все технические характеристики строящихся объектов. Но они отказались от этого предложения – им тоже не нужна эта головная боль. Сейчас мы работаем над тем, чтобы комиссии, наконец, были сформированы. Без инвестсубсидий наших фермеров мы не оставим.

Людмила Калашникова,

zhaikpress.kz

 Серик Жарылгапов,

председатель областного филиала Союза фермеров Казахстана:

– С весны идут разговоры о том, чтобы доукомплектовать комиссии по обследованию хозяйств на предмет вложения инвестиций в водные объекты в районах представителями НПО. Но пока ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки.

Я лично могу участвовать в составе лишь одной комиссии, в районах у меня филиалов нет. Поэтому физически могу охватить лишь один из районов. Об этом я сообщил в управление сельского хозяйства, когда они предложили мне войти в состав рабочей группы.

Почему от участия в комиссии отказались в Палате предпринимателей, для меня лично не понятно – они должны отстаивать интересы сельского бизнеса, но по факту этого не делают.

Сейчас колодцы вырыты. Фермеры вложили в них деньги, справедливо полагая, что государство компенсирует им часть инвестиций. Считаю, что эти средства для них не были лишними, они могли бы закупить на них корма для хозяйств или семена, или ГСМ. Но люди полагали, что став участниками программы инвестирования в водные объекты, стопроцентно получат помощь государства и им вернут до 30% от вложенных средств.

Оператором по выдаче инвестсубсидий определено управление сельского хозяйства ЗКО. И вся ответственность за формирование комиссий по районам – тоже на них. Нужны им технические специалисты при приемке инвестобъектов в крестьянских хозяйствах по районам, пусть они их ищут.

В Казахстане есть множество научно-исследовательских институтов, независимых аккредитованных лабораторий, специализированных организаций, профессиональных экспертов, кто может оказывать услуги по техническому обследованию пробуренных колодцев, установке насосов, прокладке систем капельного орошения. Пусть они привлекают этих экспертов в составы комиссий, работают над тем, чтобы фермеры как можно скорее получили положенные им субсидии.

Крестьяне не должны страдать от того, что госорган вовремя и правильно не организовал работу по приемке новых колодцев в эксплуатацию.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале